Дневное пленарное заседание Госдумы 16 марта

На дневном пленарном заседании председательствовал Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Депутаты рассмотрели и вынесли на «час голосования» законопроекты первого чтения:

№ 892318–6 «О внесении изменений в статью 9.1. Федерального закона „Об ипотеке (залоге недвижимости)“. Об инициативе ограничения размера неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору займа, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, рассказал Виктор Климов Климов Виктор Владимирович Климов
Виктор Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
По его словам, законопроектом устанавливается ограничение размера пени не более 20% годовых или 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.

От Комитета по вопросам собственности Сергей Чиндяскин Чиндяскин Сергей Викторович Чиндяскин
Сергей Викторович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
рекомендовал законопроект принять в первом чтении, «поскольку законопроект имеет ярко выраженный социальный характер»

Вопрос задал Александр Тарнавский Тарнавский Александр Георгиевич Тарнавский
Александр Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.

№ 965365–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах». Законодательную инициативу Правительства представил статс-секретарь – заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный.

Законопроект направлен на создание механизма сбора, хранения, передачи и раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридических лиц. Документом предусматривается установление административной ответственности для юридических лиц и их должностных лиц за неисполнение юридическим лицом обязанности по установлению информации о своих бенефициарных владельцах и представлению полученной информации по запросу уполномоченного органа.

В действующем законодательстве предусмотрена обязанность предоставлять информацию о своих аффилированных лицах, владеющих более 20% голосов. Законопроект предусматривает более углубленный подход к определению структуры собственников юридических лиц, включая выявление не только прямых владельцев, но и физических лиц прямо или косвенно (через третьих лиц) владеющих более 25% в капитале, юридическим лицом либо имеющим возможность контролировать его действия.

От Комитета по финансовому рынку с содокладом выступил Николай Гончар Гончар Николай Николаевич Гончар
Николай Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0208 (Центральный – г.Москва)
. Депутат заявил, что «поддерживает концепцию, направленную на создание указанных правовых оснований по сбору, хранению, передаче уполномоченному органу информации о бенефициарных владельцах юридических лиц, в том числе в целях противодействия уклонению от уплаты налогов и оптимизации налогового контроля за деятельностью контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц».

Между тем, Комитет отмечает необходимость дополнительной проработки вопросов привлечения юридических лиц (их должностных лиц) к административной ответственности в случаях, когда получение юридическим лицом информации о своих бенефициарных владельцах невозможно по независящим от юридического лица обстоятельства. Например, в случае противодействия юридическому лицу в получении информации со стороны бенефициаров, а также при наличии у юридического лица иностранных учредителей — юридических лиц, у которых на основании личного закона отсутствует обязанность собирать и передавать информацию о своих конечных владельцах.

Комитет полагает, что при выполнении юридическим лицом всех необходимых действий, направленных на получение информации о своих бенефициарных владельцах, привлечение к административной ответственности таких юридических лиц за неполучение информации является избыточным.

Также Комитет считает целесообразным до момента приобретения законопроектом статуса Федерального закона и вступления его в силу принятие уполномоченным органом соответствующего нормативного акта, содержащего алгоритмы или рекомендации по получению юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах.

Завершая содоклад, Н.Гончар резюмировал, что Комитет считает целесообразным принятие проекта федерального закона в первом чтении при условии доработки ко второму чтению.

Вопросы задали Максим Щепинов Щепинов Максим Александрович Щепинов
Максим Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
, Александр Тарнавский Тарнавский Александр Георгиевич Тарнавский
Александр Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.

№ 999668–6 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Инициативу Правительства представил заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Сергей Назаров. От Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
рекомендовал законопроект принять в первом чтении.

Законопроектом уточняется порядок проведения внеплановых проверок на территории свободной экономической зоны Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В частности, предлагается в часть 5 статьи 22 Федерального закона внести изменения, определяющие установление необходимости согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры вместо их согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Изменение обусловлено окончанием переходного периода по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации, так как в настоящее время применение действующих норм приводит к дублированию функций между органами прокуратуры и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, законопроектом уточняются сроки предоставления юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями документов в рамках документарной проверки по запросу органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля – 10 рабочих дней. В то же время Федеральным законом регламентируется сокращенный срок проведения внеплановой проверки — 5 рабочих дней. Таким образом, законопроект определяет, что сокращенный срок проведения внеплановой проверки «не может превышать 5 рабочих дней» распространяется только на внеплановые выездные проверки. Также частью 2 законопроекта предлагается освободить налоговые и таможенные органы, осуществляющие налоговый и таможенный контроль на территории свободной таможенной зоны от обязанности уведомлять уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о выявленных нарушениях.

№ 971005–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела». Об инициативе Правительства по отмене обязательного актуарного оценивания деятельности страховых медицинских организаций и расширения видов страхования, по которым допускается заключение договоров страхования в виде электронных документов, рассказал заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев. Отмену обязательного актуарного оценивания деятельности страховых медицинских организаций А.Моисеев объяснил тем, что в системе ОМС страховая организация выполняет роль посредника, а не страховщика, которым является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства для оплаты медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Поскольку получение страховой медицинской организацией средств ОМС не влечет за собой их перехода в собственность организации, а также компании не заключают договоров страхования, не получают страховых взносов, не рассчитывают страховые тарифы, не формируют страховые резервы и не инвестируют средства страховых резервов, то в рамках ОМС у страховых медицинских организаций отсутствует предмет актуарного оценивания, поэтому его проведение представляется Правительству России излишним.

Кроме того, законопроектом предлагается расширить виды страхования, по которым допускается заключение договоров страхования в электронной форме: накопительного страхования жизни и пенсионного.

Профильный комитет Госдумы считает, что предложенные Правительством изменения будут способствовать повышению доступности гражданам страховых услуг в части пенсионного страхования и страхования жизни. В тоже время, в целях защиты интересов страхователей Комитет считает необходимым дополнительно проработать вопрос о повышении требований к сайтам страховщиков в сети Интернет, на которых размещаются сведения о страховщиках и оказываемых ими услугах. От Комитета по финансовому рынку Борис Кашин Кашин Борис Сергеевич Кашин
Борис Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
рекомендовал законопроект принять в первом чтении.

Вопрос задал Владимир Сысоев Сысоев Владимир Владимирович Сысоев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
.

№ 939349–6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и иные законодательные акты Российской Федерации». Инициативу группы депутатов по совершенствованию процедуры лицензирования субъектов страхового дела представил Николай Гончар Гончар Николай Николаевич Гончар
Николай Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0208 (Центральный – г.Москва)
,
пояснив, что «законопроектом изменяется процедура регистрации страховой компании», документ разработан для защиты прав потребителей страховых услуг и направлен на повышение финансовой устойчивости страховых организаций.

Согласно предлагаемым изменениям, лица, намеревающиеся создать страховую организацию, должны направить в Банк России документы для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление страховой деятельности и получить решение Банка России. При наличии действующей СРО в сфере финансового рынка документы направляются в Банк России через такую саморегулируемую организацию с приложением её ходатайства о государственной регистрации юридического лица и выдаче лицензии.

Законопроектом предусматривается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о реорганизации и ликвидации страховых организаций, а также об изменении сведений о страховых организациях, содержащихся в данном реестре, исключительно на основании решения Банка России, что позволит исключить причинение ущерба их акционерам (участникам) и иным лицам, а также возможность ухода с рынка страховых организаций, не исполнивших своих обязательств.

Устанавливается исключительное право использования в наименованиях юридических лиц слова «страхование», а также производных от него слов и словосочетаний только субъектами, получившими от органа страхового надзора лицензию на осуществление страховой деятельности, что, по мнению авторов законопроекта, будет препятствовать осуществлению страховой деятельности лицами, не являющимися субъектами страхового дела.

Кроме того, законопроектом предусмотрено увеличение минимального размера уставного капитала страховщика до 300 млн рублей и минимального размера уставного капитала страховщика для осуществления перестрахования до 600 млн рублей.

Н.Гончар сообщил, что на законопроект получен «в целом положительный отзыв Правительства».

Выступивший с содокладом от Комитета по финансовому рынку Борис Кашин Кашин Борис Сергеевич Кашин
Борис Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
заявил, что комитет поддержал инициативу группы депутатов, но по законопроекту имеется ряд замечаний.

В заключении ответственного комитета указывается, что «согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта страховщики не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом), за исключением направленной на обеспечение страховой деятельности. Указанные ограничения не распространяются также на продажу имущества, приобретенного страховыми организациями в целях обеспечения своей деятельности». Комитет полагает, что указанные ограничения требуют дополнительного обсуждения в части допущения не только продажи имущества, но сдачи его в аренду и иного законного использования в целях обеспечения деятельности страховой организации.

В проектируемой новой статье 246 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливается срок в один рабочий день для информирования страховой организацией органа страхового надзора обо всех изменениях в документах, являвшихся основанием для получения лицензии и государственной регистрации. Комитет считает, что изменение установленного в настоящее время в статье 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» срока с 30 дней на один рабочий день может вызвать трудности в реализации и требует дополнительного обсуждения.

В соответствии с предлагаемыми изменениями основаниями для отказа в выдаче лицензии или в согласовании проведения реорганизации страховой организации, изменения ее фирменного наименования, увеличения размера уставного капитала, назначения лиц на определенные должности является выявление неудовлетворительного финансового положения ее акционеров. При этом орган страхового надзора устанавливает критерии, в соответствии с которыми финансовое положение акционеров страховой организации признается неудовлетворительным. Во избежание конфликта интересов и исключения коррупции Комитет считает необходимым устанавливать критерии, в соответствии с которыми финансовое положение акционеров страховой организации признается неудовлетворительным, непосредственно в федеральном законе.

Кроме того, Комитет считает, что перечень оснований, при наличии которых орган страхового надзора отказывает в предоставлении предварительного согласия на проведение реорганизации, изменение фирменного наименования, увеличение размера уставного капитала страховой организации, назначение лиц на определенные должности должен быть исчерпывающим.

В законопроекте устанавливается обязанность страховых организаций составлять и предоставлять в орган страхового надзора бизнес-план. Предполагается, что требования к бизнес-плану страховой организации, критерии его оценки и сроки его представления в Банк России будут устанавливаться органом страхового надзора. При этом в случае несоответствия бизнес-плана установленным требованиям субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Комитет полагает необходимым определять требования к бизнес-плану страховой организации и критерии его оценки органом страхового надзора также непосредственно в федеральном законе.

По мнению профильного комитета, требует дополнительного обсуждения норма законопроекта, устанавливающая минимальный размер уставного капитала для страховщиков равным 300 млн рублей с учетом планируемого с 1 января 2017 года повышения уставного капитала для всех страховых организаций до 120 млн рублей. Также представляется целесообразным дополнительно обсудить необходимость введения одинакового размера минимального уставного капитала для страховщиков, занимающихся исключительно медицинским страхованием, и иных страховщиков.

Вопрос задал Иван Абрамов Абрамов Иван Николаевич Абрамов
Иван Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0071 (Амурский – Амурская область)
.

№ 1015358–6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Калининградской области)». Законопроект представил член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов Чижов Сергей Викторович Чижов
Сергей Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 88 (Правобережный – Воронежская область)
.
В обсуждении участвовал Валентин Романов Романов Валентин Степанович Романов
Валентин Степанович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
.

№ 712943–6 «Овнесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части установления максимальной ставки за пользование бюджетным кредитом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). С основным докладом выступил Ярослав Нилов Нилов Ярослав Евгеньевич Нилов
Ярослав Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
,
предложивший законодательную инициативу фракции ЛДПР о списании бюджетных кредитов регионам поддержать, С содокладом от Комитета по бюджету и налогам — Надежда Максимова Максимова Надежда Сергеевна Максимова
Надежда Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0035 (Хакасский – Республика Хакасия)
с рекомендацией законопроект отклонить. По её словам, Правительство и Счетная плата поддерживают позицию комитета.

Вопросы задали Владимир Сысоев Сысоев Владимир Владимирович Сысоев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, Максим Щепинов Щепинов Максим Александрович Щепинов
Максим Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
, Александр Тарнавский Тарнавский Александр Георгиевич Тарнавский
Александр Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Кирилл Черкасов Черкасов Кирилл Игоревич Черкасов
Кирилл Игоревич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, Андрей Руденко Руденко Андрей Викторович Руденко
Андрей Викторович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.

№ 503845–6 «О франчайзинге». С докладом по законопроекту выступил депутат Государственной Думы Андрей Крутов Крутов Андрей Дмитриевич Крутов
Андрей Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
.

Обсуждение законопроекта будет продолжено на вечернем пленарном заседании.