В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Министра транспорта Виталия Савельева. Он рассказал депутатам о реализации государственной политики в области транспорта и транспортной инфраструктуры.
В заседании в режиме ВКС приняли участие представители законодательных органов субъектов РФ. Состоялись выступления представителей профильных комитетов, а также фракций.
Развитие городского электротранспорта
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
обратил внимание на проблему развития городского электротранспорта. По его словам, перед «правительственным часом» в ГД поступили обращения граждан из Волгограда, Костромы, Тольятти, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Тамбова, Белгородской, Орловской, Астраханской областей.
По словам Председателя ГД, решение данного вопроса необходимо как минимум перевести на региональный уровень. «Но лучше, чтобы были федеральные программы, позволяющие на системной основе заменять устаревший подвижной состав», — добавил он.
«Жители просят поддержки со стороны федерального центра городскому электрическому транспорту, потому что бездумная замена троллейбусов на автобусы, маршрутки ни к чему хорошему не приведет. Когда трамвайные маршруты сокращаются, это значит: остановится город в развитии», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Развитие речного транспорта
Также, по словам Председателя ГД, болевой точкой остается речной пассажирский транспорт.
«Должен развиваться речной пассажирский транспорт, — сказал Вячеслав Володин. — Сегодня, кроме круизных [туристических] теплоходов, [которые] ходят по Волге, пригородного, межрегионального сообщения пассажирского нет».
«Это недопустимо. Мы должны сделать все для того, чтобы проблему эту решать», — отметил Председатель ГД.
Развитие железнодорожного транспорта
Кроме того, Вячеслав Володин призвал решить вопрос замены тепловозов на электровозы, чтобы пассажиры не теряли время при перецепке.
«С территории Тамбовской области идет тепловоз, а поближе к Москве его перецепляют на электровоз. Час времени люди теряют», — привел пример Председатель ГД, призвав решить этот вопрос «и электрифицировать эту часть пути».
Поддержка отечественного производителя
Министр транспорта РФ Виталий Савельев также поддержал ранее озвученное предложение депутатов, чтобы на авиа- и железнодорожных рейсах пассажирам предлагались напитки и продукты отечественных производителей.
Вячеслав Володин поблагодарил Министра за поддержку позиции депутатов: «Нам надо прекращать кормить и поить зарубежными продуктами. На бортах самолетов и на железной дороге, в поездах, [необходимо] ориентироваться на продукцию отечественного товаропроизводителя, тем более она более качественная».
Строительство сельских дорог
Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин
Кашин
Владимир Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
поднял вопрос развития сельских дорог. Вячеслав Володин в свою очередь отметил недостаточный объем финансирования этого сегмента со стороны профильных министерств.
«Надо посмотреть [на] опыт регионов. Есть регионы, которые отдали районам транспортный налог на решение проблем по ремонту и строительству дорог. И в каждом районе в этом случае есть свой районный бюджет и на сельские, и на районные дороги», — предложил он.
По словам Председателя ГД, Министерство транспорта, в частности, может внести законодательную инициативу о том, чтобы транспортный налог оставался на районном уровне.
«У нас действительно сейчас замечательные автобаны, а с них съедешь чуть в сторону — в селе дороги нет или подъехать невозможно к райцентру», — отметил Председатель ГД.
Основные показатели
Протяженность автомобильных дорог в Российской Федерации составляет 1,75 млн км, из которых федеральных дорог 64,5 тыс. км, региональных — больше 500 тыс. и местных — более 1 млн км, отметил Виталий Савельев.
«В 2022-м построено и реконструировано 1,6 тыс. км дорог. В текущем году планируем построить и реконструировать больше 2 тыс. км», — сообщил Министр транспорта.
По его словам, в 2022 году 1,5 трлн рублей направлено на ремонт и содержание дорог из федерального бюджета и 1,7 трлн — из региональных.
В 2023 году планируют построить и реконструировать 2 тыс. км автомобильных дорог, добавил Виталий Савельев.
«Благодарю депутатов ГД за принятие законопроекта об изменениях в Воздушный кодекс РФ. Это крайне важная инициатива, которая позволит интегрировать беспилотные авиационные системы в воздушное пространство», — обратился Виталий Савельев к депутатам. По его словам, принятый закон позволит предотвращать противоправное использование беспилотных авиационных систем.
Остановился Министр и на теме международных проектов. По его словам, в рамках развития западного маршрута транспортного коридора «север–юг» в мае 2023 года подписано межправительственное соглашение, которое является итогом почти двадцатилетнего обсуждения вопроса строительства на территории Ирана недостающего участка железнодорожной линии Решт–Астара. «Ожидаем выполнения в полном объеме строительства к 2028 году», — сообщил Виталий Савельев.
Мнения профильных комитетов
«От показателей жизнедеятельности
транспортной отрасли зависит здоровье экономики и страны в целом», — подчеркнул в своем выступлении Председатель Комитета по контролю Олег Морозов
Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
.
При этом парламентарий обратил внимание на существующую проблему с импортозамещением в транспортной отрасли. «Высока зависимость в таких сегментах, как железнодорожные контейнеры, подвижной состав, путевое и сигнальное оборудование для железных дорог и трамвайных путей. Импорт оборудования для этого сегмента, например, вырос с 2021 года, по данным ФТС, более чем на 70 %», — указал Председатель Комитета по контролю.
Он подчеркнул, что у отрасли есть потенциал в данном вопросе: «Доля отечественного оборудования в общем объеме закупок по транспортному коридору Европа — Западный Китай в 2022 году составила 99 % при плане в 64 %. Это просто прорыв. По проекту «Развитие морских портов» — 95 % при плане 20 %».
«В целом Комитет фиксирует динамичное развитие отрасли и высокий уровень нормотворческого взаимодействия с профильным комитетом», — заключил Олег Морозов.
Председатель Комитета по транспорту Евгений Москвичев Москвичев
Евгений Сергеевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» подчеркнул, что транспортная отрасль в 2022-м и в первой половине 2023 года показала позитивную динамику. «По всем видам транспорта полностью реализованы социальные обязательства. Объемы перевозок, особенно пассажирских, растут. Увеличился объем перевозок и на новом направлении «север–юг», — сказал он.
Кроме того, депутат отметил, что сегодня по поручению Президента РФ Владимира Путина рассматриваются возможности строительства дорог в новом формате.
«Речь идет про дорогу как услугу: то есть дорога будет не просто право проезда на автомобиле, а станет многофункциональной зоной, где расположены не только заправки и зона отдыха для водителя, но и медпункт с телемедицинским оборудованием, зона отдыха для детей, сервис техобслуживания. Такие многофункциональные зоны уже начали появляться на трассе М-12», — рассказал Евгений Москвичев.
Председатель профильного комитета также отметил важность развития речного транспорта: необходимо увеличить грузоперевозки по речным направлениям, чтобы разгрузить дороги. Евгений Москвичев предложил провести по вопросу развития речного транспорта большие парламентские слушания или выездное заседание Совета ГД.
Предложения фракций
Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике Николай Арефьев
Арефьев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(КПРФ) считает, что Минтрансу надо
больше заниматься региональными проблемами: по словам депутата, сегодня более
70 % граждан страны «отрезаны от жизни». Кроме того, отметил Николай Арефьев, в отрасли не наблюдается положительных изменений: большая часть авиапарка России импортный, речной и городской транспорт пребывает в упадке.
Председатель Комитета по труду, социальной
политике и делам ветераном Ярослав Нилов
Нилов
Ярослав Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
(ЛДПР) подчеркнул, что именно развитие
транспорта и транспортного сообщения может дать серьезную прибавку к федеральному
бюджету.
«Не хватает средств, которые выделяются для субсидирования авиабилетов на Дальний Восток, северные территории, в Калининградскую область», — отметил депутат, добавив, что проблема также в доступности их приобретения. «Механизм продажи льготных билетов надо внимательно продумать», — сказал он.
Также, по словам Ярослава Нилова, необходимо активнее развивать транспортное сообщение между регионами, чтобы из одного субъекта в другой не приходилось летать через столицу.
Кроме того, представитель фракции ЛДПР выступил с инициативой отрегулировать движение электросамокатов, снизив их скорость, а также введя ответственность за нарушение ими ПДД.
Первый заместитель Председателя Комитета по аграрным вопросам Олег Нилов
Нилов
Олег Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
(«Справедливая Россия — За правду») отметил работу Министерства в новых регионах.
Говоря о развитии речного транспорта, Олег Нилов выступил за создание отдельной федеральной программы, посвященной этому. «Давайте 100 млрд направим на создание и развитие речного транспорта», — предложил депутат.
Заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
Олег Леонов
Леонов
Олег Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 208 (Центральный – город Москва)
(«Новые люди») остановился на вопросах защиты прав автомобилистов.
«Штрафы — это не единственный язык, на котором можно говорить с людьми. Наша цель — безопасность, а не рекорды по сбору штрафов», — сказал он.
По словам Олега Леонова, среди предложений фракции — поощрение аккуратных водителей, которые в течение года не допустили ни одного ДТП, например скидкой на уплату транспортного налога. Также «Новые люди» считают необходимым отменить наказание, если водитель забыл дома бумажные права, ведь все данные уже есть в электронном виде.
Член Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин
Гарин
Олег Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 34 (Ижевский – Удмуртская Республика)
(«Единая Россия») обратил внимание на важность поддержки регионов в развитии дорожной сети. «Важно обратить внимание и помочь регионам в развитии автобусного сообщения», — считает депутат.
Кроме того, будет поддержано развитие беспилотной авиации — необходимость этого отмечал Президент РФ, напомнил Олег Гарин.