Вячеслав Володин: Президент РФ повышает статус института уполномоченных по правам ребенка

Депутаты одобрили три законопроекта, внесенных главой государства, в первом чтении. В соответствии с ними, детский омбудсмен должен будет обеспечивать гарантии государственной защиты прав и законных интересов детей, а также соблюдение прав детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами
Дети

На пленарном заседании 13 ноября Государственная Дума одобрила проект закона «Об Уполномоченном по правам ребенка», а также два сопутствующих законопроекта, вносящих поправки в Налоговый кодекс и в отдельные законодательные акты.

«Все фракции политических партий в Государственной Думе сегодня поддержали пакет законопроектов, внесенных Президентом РФ Владимиром Путиным об уполномоченных по правам ребенка», — сообщил парламентским журналистам Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

«Принятые в первом чтении президентские инициативы повышают статус института уполномоченных по правам ребенка и позволяют ему в дальнейшем участвовать в совершенствовании законодательства по защите прав детей», — сказал Председатель ГД.

Он отметил, что «Уполномоченный, в соответствии с законопроектом получает возможность обращаться к Государственной Думе с инициативами по внесению изменений в законы в интересах детей. Еще одно важное предложение – наделение Уполномоченного правом направлять мотивированные предложения в государственные органы с целью привлечения к уголовной ответственности тех, кто нарушает права ребенка».

«Нам важно, чтобы работа уполномоченных была системной как на федеральном, так и на региональном уровнях. Рассмотренные сегодня инициативы главы государства позволяют решить эту задачу», — добавил Вячеслав Володин.

Как отметил в ходе обсуждения законопроектов Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов Нилов Ярослав Евгеньевич Нилов
Ярослав Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, фракция ЛДПР поддерживает данный пакет законопроектов. 

Однако, по его словам, представители фракции намерены подготовить поправки ко второму чтению инициативы: «Полномочия [детского омбудсмена] достаточно ограничены и необходимо дальше совершенствовать законодательную базу для того, чтобы более эффективно использовались данные должностные посты и оказывалась, в том числе, и адресная помощь». 

Ярослав Нилов отметил, что, возможно, имеет смысл ввести практику заслушивания Уполномоченного по правам ребенка в рамках «правительственных часов» в ГД, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на возникающие в обществе вызовы. 

Необходимость обязательного отчета детского омбудсмена перед парламентариями также поддержала и фракция КПРФ.

Что изменится в законодательстве

Базовый законопроект регулирует полномочия федерального детского омбудсмена, а также уполномоченных по правам детей в субъектах РФ. В соответствии с ним, предлагается, что Уполномоченный будет назначаться на свою должность Президентом РФ сроком на пять лет.

Уполномоченным может быть назначен гражданин РФ не моложе 30-ти лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности, сказано в документе.

Смотрите также

Также законопроектом предусматриваются полномочия Уполномоченного, в частности: обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц в защиту прав и законных интересов детей; участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей; проводить проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, образовательными, медицинскими и социальными организациями и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей.

В частности, в соответствии с проектом закона, «Уполномоченный сможет без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений».

Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка сможет предлагать членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов или внесении в них изменений в целях защиты прав и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребенка сможет после принятия и вступления документа в силу принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывать «содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей».

Еще одним законопроектом предложено внести изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ, согласно которым за Уполномоченным закрепляется право обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей.

Это касается случаев, когда Уполномоченный полагает, что оспариваемые решения, «действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту РФ, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие‑либо обязанности», говорится в проекте закона.

Наконец, поправками в Налоговый кодекс предусматривается освобождение детского омбудсмена от уплаты госпошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов детей.