Депутаты внесли в Государственную Думу законопроект о краудфандинге

Документ определяет организацию краудфандинга, устанавливает требования к инвестиционной платформе, ее операторам и участникам, описывает процесс инвестирования посредством инвестиционной платформы и устанавливает требования к раскрытию информации
Здание Государственной Думы

На рассмотрение Государственной Думы законопроект внесли Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
, Первый заместитель Председателя Комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский Дивинский Игорь Борисович Дивинский
Игорь Борисович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0211 (Восточный – г.Санкт-Петербург)
, член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Олег Николаев Николаев Олег Алексеевич Николаев
Олег Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
 и член Совета Федерации Николай Журавлев.

Документ направлен на регулирование отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или ИП с использованием инвестиционных платформ, а также определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации краудфандинга. В законопроекте указывается, что инвестирование посредством инвестиционных платформ не потребует от граждан государственной регистрации в качестве ИП. 

Деятельность по организации краудфандинга заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. «Такие услуги состоят в соединении спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Эти услуги оказываются при помощи инвестиционной платформы, представляющей собой информационную систему в интернете. Результат оказания услуг по организации краудфандинга — передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции. 

Смотрите также

Наряду с традиционными формами, закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предлагается использовать такую новую форму как приобретение токенов инвестпроекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных.

Термины «токен» и «смарт-контракт» определяются в проекте другого закона — «О цифровых финансовых активах».

Операторами инвестиционной платформы могут быть российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в специальный реестр. При этом, отмечается в пояснительной записке, деятельность оператора инвестиционной платформы в организации краудфандинга нельзя совмещать с деятельностью банка или иной деятельностью некредитной финансовой организации. Исключение составляют деятельность организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора. 

Также документом предусматриваются определенные требования к минимальному размеру собственных средств оператора инвестиционной платформы — 3 млн рублей. 

Кроме того, предусматриваются ограничительные механизмы, направленные на защиту инвесторов. 

Например, лицо, привлекающее инвестиции, обязано указывать минимальный целевой объем привлекаемых денежных средств. В случае, если минимальный целевой объем привлеченных средств не собирается в течение срока действия предложения, то предусматривается отзыв предложения и возврат собранных средств инвесторам. 

К защитным мерам также относится установление так называемого «периода охлаждения» — срока, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства (пять рабочих дней со дня передачи денежных средств).