/ 5
В Госдуме состоялись парламентские слушания «Законодательное обеспечение развития внутреннего и въездного туризма как важнейших сегментов туриндустрии Российской Федерации», организованные Комитетом по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Анатолий Аксаков
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
подчеркнул, что важность туризма для экономики страны не подвергается сомнению. Потенциал России в этой сфере огромен, но отсутствие стандартов предоставления услуг, высокие цены на билеты, сложности с получением виз, недостаток информации сдерживают развитие отрасли. Большие надежды возлагаются на принятый 14 июня 2015 года в первом чтении законопроект № 612877–5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который ставит задачей урегулирование полномочий органов власти различных уровней в области туризма и туристской деятельности. Также, по мнению А.Аксакова, необходимо принятие отраслевых нормативно-правовых актов и мер по повышению защищенности туристов.
Первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков
Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заметил, что определенные положительные изменения на туристическом рынке связаны с внешними условиями, а не с нашими усилиями. Тем не менее, ситуацией надо пользоваться для радикального обновления собственной туристической инфраструктуры.
Министр культуры Владимир Мединский представил законодательные инициативы Министерства, призванные повысить привлекательность туристической отрасли. Это поправки в Налоговый кодекс, позволяющие предприятиям относить на себестоимость продукции затраты на приобретение путевок для сотрудников на отдых в России. Другой блок поправок предоставляет гражданам право по аналогии с налоговым вычетом возвращать до 13% стоимости путевки в случае отдыха в России. Также предлагается предоставить ряд налоговых льгот для объектов инфраструктуры Дальневосточного федерального округа. Кроме того, Министерством разработан план мероприятий по проведению поэтапной классификации гостиниц, а также поправки в Гражданский и Жилищный кодексы, направленные на упорядочение деятельности малых гостиниц и хостелов.
Также, разрабатываются стандарты в туристической сфере, классификация туристических объектов. Принимаются меры для развития общероссийской системы навигации, популяризации туров по России за рубежом, созданию информационных туристических центров, формированию глобальных туристических маршрутов.
По мнению члена Комитета Сергея Кривоносова
Кривоносов
Сергей Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, необходимо законодательно ввести понятие «индустрия туризма» с целью объединения двух тесно связанных комплексов: туристско-рекреационного и санаторно-курортного. Также положительное воздействие на развитие туристической сферы может оказать обнуление НДС для чартерных авиакомпаний и снижение для них цен на топливо, снижение цен на туристический продукт при помощи точечных преференций, создание центров беспошлинной торговли, упрощение порядка получения въездных виз, в том числе – использование электронной обработки информации, создание российского банка индустрии туризма, изменение системы налогообложения для предприятий и организаций, работающих в индустрии туризма.
Отметив, что в такой сфере как туризм объективно сталкиваются интересы различных ведомств, С.Кривоносов предложил создать постоянно действующую группу по вопросам индустрии туризма или Совет при Президенте для выработки решений по спорным вопросам.
Заместитель министра по делам Крыма Елена Абрамова обозначила такие проблемы региона, как усложненная транспортная доступность и изношенность инфраструктуры, достигающая порой 100%. Ситуация с транспортной доступностью улучшилась после введения паромной переправы, но строительство моста, по мнению представителя Министерства, все равно необходимо. Восстановление инфраструктуры требует значительных вложений, в том числе с привлечением внебюджетных средств, и здесь могли бы помочь налоговые льготы или иные преференции для инвесторов. Еще одна проблема – необходимость выработки правового режима пляжей. Также Е.Абрамова отметила существующую в Крыму систему подготовки и аттестации гидов, которую желательно сохранить.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышов уверен, что регионы готовы принимать туристов, но для развертывания этой деятельности необходимо решение системных вопросов на федеральном уровне, в том числе – принятие упомянутых поправок к закону об основах туристской деятельности.
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов рассказал о Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма». По мнению представителя ведомства, несмотря на то, что реализация программы связана с серьезными сложностями из‑за почти четырехкратного снижения финансирования, её мероприятия привели к появлению внутренних туристических продуктов. Коснувшись вопроса развития въездного туризма, О.Сафронов заметил, что при построении визовой политики необходимо руководствоваться не только принципом взаимности, но в большей степени принципом целесообразности и сохранять более простой порядок получения виз со странами, не представляющими миграционной опасности, если это обеспечивает высокий туристический поток. Его заместитель Сергей Корнеев обратился к вопросу информационного обеспечения туристической деятельности. В настоящее время такая работа ведется на уровне пилотных программ в регионах, но необходима глобальная систематизация информации в рамках всей страны, в том числе с использованием возможностей современных технологий, например, мобильных приложений.
В выступлениях участников – представителей туристического бизнеса прозвучали предложения дать возможность регионам и даже муниципальным образованиям создавать собственные программы по развитию туризма, разработать единую федеральную систему аттестации гидов, ввести налоговые льготы для отелей, прошедших добровольную классификацию, принять меры по сохранению и развитию санаторно-курортного комплекса, развивать социальный туризм для граждан с невысокими доходами. Также, по мнению выступавших, необходимо урегулировать условия доступа на рынок пассажирских перевозок маломерных судов, снять ряд ограничений для туристических автобусов, перевозящих группы из семей с детьми, легализовать работающих в туристической сфере индивидуальных предпринимателей, разработать стандарты безопасности для конкретных сегментов связанной с туризмом деятельности (дайвинг, яхтинг, аттракционы).
Развитию въездного туризма могут способствовать такие меры, как снижение стоимости въездных виз вплоть до нулевой для ряда возрастных категорий, развитие системы туристического страхования, предоставление возможности 72-часового безвизового пребывания в стране для авиапассажиров, разработка целевых туристических продуктов, рассчитанных на гостей из разных стран, строительство причалов для современных круизных лайнеров в портах и проведение работ по углублению дна акваторий.
В качестве важной задачи называлось развитие информационной составляющей туристической отрасли, которая включает не только создание информационных центров и центров поддержки путешественников, но и формирования имиджа России как интересного, безопасного и модного туристического направления.
Завершая работу слушаний, заместитель Председателя Госдумы Николай Левичев
Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
отметил, что необходимо расширить круг участников обсуждения проблемы, привлечь к нему Минэкономразвития, Минфин, Минтранс, МИД, ФМС, другие заинтересованные ведомства. Необходима выработка комплексной стратегии развития туризма, которая сделала бы путешествия доступными для максимально большого числа граждан.
По итогам слушаний планируется подготовить рекомендации, которые будут направлены в заинтересованные структуры и использованы в дальнейшей законодательной деятельности.