/ 19
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги!
Приветствую всех членов нашего Президиума Совета законодателей и коллег из Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями.
Хотел бы вместе с вами ещё раз поздравить Валентину Ивановну с недавним переизбранием на должность Председателя Совета Федерации. Сентябрьские выборы – с одной стороны, подтвердили преемственность курса. А с другой – помогли серьёзно обновить как региональную власть, так и корпус российских сенаторов.
В Едином дне голосования впервые участвовали Республика Крым и город федерального значения Севастополь. И будет правильно, если крымской проблематике в нынешней дискуссии мы уделим особое внимание. Напомню, что в решении Совета законодателей от 25 апреля 2014 г. задача правовой интеграции новых субъектов названа приоритетной.
А теперь – о двух основных темах заседания. Это – реализация Стратегии государственной национальной политики и подготовка уже второго Отчёта о состоянии российского законодательства. Хочу подчеркнуть тесную связь между такими вопросами.
Во‑первых, сама история права напрямую связана с общественной моралью. Кто отказывается признать роль религии и традиций в жизни каждого народа – тот может забыть и о самой нравственности. Об этом особенно стоит задуматься в Год культуры. А также, в связи с острыми внешнеполитическими событиями.
Во‑вторых, наша государственная национальная политика – опирается на законодательные решения. Пример украинских соседей показывает, как дорого могут обойтись ошибки в данной сфере. Все помнят, как лихо депутаты Верховной Рады попытались отменить закон о языках. А то, что эта опасная инициатива стала одной из причин протестов – отмечают уже и международные эксперты, хотя и пытаются ещё делать оговорки. Мы убедились в этом и на недавней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Готовность зарубежных коллег признать правду – укрепляет надежду на развитие нашего диалога.
Но ещё не все факты, даже очевидные, получили должную международную оценку. Например, как украинские власти, пытаясь удержать Крым вопреки воле народа, нарушали и международное, и национальное право. Поэтому сегодня важен подробный анализ правовой истории Крыма – чтобы в мире понимали разницу между событиями в начале 1990-х годов (по сути – аннексией Крыма Украиной) и самоопределением крымчан в 2014-м году.
Добавлю, что на протяжении 23 лет киевские власти проводили стратегию «разделяй и властвуй». Они делали ставку на создание межнационального напряжения, недоверия и вражды. Поощряли исторические спекуляции и агрессивный стиль в политике.
Несмотря на все заявления и попытки привлечь уважаемых людей на свою сторону, украинские власти не были заинтересованы в решении проблем ни русских жителей Крыма, ни крымско-татарского народа, ни представителей других национальностей. Киеву был нужен такой полуостров, где жители не способны объединиться и самостоятельно решать насущные политические и социально-экономические задачи.
Россия – чётко заявила о принципиально иной позиции. Это вновь прозвучало и в недавних поручениях Президента по вопросам поддержки культуры и защиты наследия Республики Крым и Севастополя.
Исторические факторы конкурентоспособности России – в межкультурной гармонии, в межнациональном согласии и взаимном уважении. Уважении к истории, языкам всех народов, к национальным и религиозным традициям. Эти фундаментальные принципы отражены и в российской Конституции, и в нашем законодательстве. Не говоря уже о международных договорах России. Недавно ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе. И, в отличие от практики евроинтеграции, наша евразийская экономическая интеграция – не провоцирует ни внутренних, ни внешних конфликтов.
Что касается второго вопроса — Отчёта о состоянии законодательства, то мы договорились завершить сбор материалов к нему в начале октября.
Знаю, что соответствующая работа активно ведётся. Давайте сегодня посмотрим, что ещё предстоит сделать. Добавлю, что такое обсуждение может помочь и подготовке региональных Отчётов, и не только – в Крыму. А в конце ноября мы планируем визит группы депутатов Госдумы в Крымский федеральный округ, где вместе с региональными законодателями будет обсуждаться ход правовой интеграции двух субъектов, проблемы переходного периода, а также – наш Отчёт о состоянии российского законодательства.
Спасибо за внимание.