Сергей Нарышкин выступил на III Международном парламентском форуме в Москве
/ 9
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Искренне рад приветствовать всех вас в Москве. Два предыдущих московских международных парламентских форума проходили у нас в конце года. Не буду скрывать, так мы планировали сделать и в этом году. Но, исходя из непростой ситуации в международных делах, из‑за украинского конфликта и искусственно выставленных барьеров на пути его обсуждения – мы созвали этот форум уже сейчас в июне.
Необходимость нашей встречи – подтверждает даже число участников. Оно в этом году рекордное. Приехали более 250 гостей более чем из 71 страны мира. Приехали – несмотря на беспрецедентные попытки ограничить не только свободу информации, но и сам парламентский диалог.
Вы знаете: именно в этот драматический момент наша делегация лишена голоса в Парламентской Ассамблее Совета Европы – будто это не демократическая, а какая‑то иная организация, репрессирующая несогласных. А на целый ряд российских депутатов дополнительно наложили ещё и т. н. «персональные санкции», что противоречит принципам парламентской демократии и нарушает фундаментальные права и свободы человека.
Поэтому сегодня мы будем максимально откровенно говорить о новых измерениях парламентского диалога с учётом накопившихся проблем: от качества диалога с оппозицией – до угроз международному праву, рождённому из уроков двух мировых войн.
Мы видим, как в результате многолетнего одностороннего диктата – на грани кризиса оказались и международное право, и система соответствующих институтов, без которых нормы права эффективно работать не могут. Постоянные попытки подмять других под себя и заставить обслуживать единственный центр силы – даром не проходят.
Так называемая «североатлантическая солидарность» уже дошла до абсурда. А великие европейские страны, некогда определявшие всю мировую политику – теперь растрачивают былое влияние, повинуясь чужим указаниям. Да и курс, которому они вынуждены следовать под диктат из‑за океана – крайне сомнителен. Его цена измеряется не просто экономическими кризисами, но уже сотнями тысяч человеческих жизней в разных регионах планеты.
Не скрою, хотел услышать ваше мнение и в связи с тем, что уже послезавтра парламентская делегация России примет участие в заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Баку. На этой площадке у нас будет возможность изложить свою позицию в том числе в рамках рассмотрения острейшего украинского вопроса.
Подчеркну: после объявленного на Украине временного перемирия и первой встречи представителей сторон конфликта, а также России и ОБСЕ – забрезжил свет в конце тоннеля. Но этим обнадёживающим шагам предшествовали карательные удары украинской армии и неконституционных вооруженных формирований, унесшие многие жизни мирных граждан; зверства в Одессе и другие преступления с нацистской подоплёкой; гонения со стороны украинских властей на политических оппонентов и журналистов.
Кстати, всё это могло случиться и на Крымской земле, если бы её жители не приняли своевременное, однозначное и демократически оформленное решение о воссоединении с Россией. Более того – именно Крым стал бы «первой мишенью».
Добавлю, что драматические события на Украине рельефно высветили современные угрозы общеевропейской и всей международной безопасности, требуя адекватной реакции от нас всех. Почему?
Во‑первых, украинский кризис очень напоминает потрясения в других регионах мира, включая события так называемой «арабской весны». Месяц назад я говорил об этом сходстве и в своём письме Председателю Парламентской Ассамблеи Совета Европы. И спрашивал: сколько ещё таких «майданов», по её мнению, может быть спровоцировано, но уже в Европе? Ведь все «цветные революции» в разных частях света объединяет не только логика развития самих конфликтов – с шаткостью центральной власти, легко попавшей под влияние радикалов. Но также – их изначальная и беззастенчивая подпитка извне: политическая, медийная, организационно-финансовая и даже военная.
Во‑вторых, многие члены украинского парламента — Верховной Рады пошли на то, чтобы прикрыть государственный переворот своим авторитетом. Да, не обошлось без давления и простого человеческого страха, но такое поведение парламентариев – сделало кризис ещё более глубоким. И вовсе не случайно новоизбранный украинский Президент Петр Порошенко поспешил высказаться за досрочные перевыборы Верховной Рады, сославшись на стремление общества к «полной перезагрузке власти».
Между тем, после февральского переворота – именно Рада оставалась единственным общеукраинским органом власти, чью легитимность – при всех оговорках – было сложно отрицать. Однако – как же наши украинские коллеги этой легитимностью распорядились?
Началось с запугивания тех депутатов, позиция которых не нравилась лидерам «майдана» и вооруженным отрядам «правого сектора». Некоторые из них до сих пор не могут появиться в зале заседаний, другие – перед лицом разъярённых боевиков – голосовали, как им укажут. Такие условия, мягко говоря, не помогают нормальному течению парламентских дискуссий.
Далее. Одним из первых решений Верховной Рады после переворота стала отмена закона о языках. Тем самым пришедшие к власти сразу противопоставили себя миллионам сограждан, говорящих на русском, крымско-татарском, венгерском и многих других языках. Отдадим должное разуму и ответственности тех депутатов, кто проголосовал против этого разрушительного для Украины документа. Они отстояли для истории честь украинского парламента, хотя репутацию действующего созыва Рады спасти не смогли. Да, в конце концов отмена закона не состоялась – но это произошло только после протестов русскоязычного населения Украины, а также – международного осуждения.
Принятые в «революционном запале» решения расшатали всю правовую систему Украины и фактически уничтожили судебную власть – ведь правых и виноватых стали назначать во внесудебном порядке. Наконец, самым страшным и окончательным «приговором» для действующего созыва Рады следует считать поддержку карательных операций на юго-востоке Украины.
В итоге – украинский парламент упустил шанс стать площадкой для общественного диалога. В этой стране слишком долгое время целые фракции специализировались на том, чтобы блокировать трибуну и ломать микрофоны в зале заседаний парламента. Следуя такой, с позволения, «парламентской традиции», агрессивное меньшинство и радикалы, не побеждавшие ни в одной законной избирательной кампании, пришли к власти с оружием в руках.
Президентские выборы на Украине и только начавшийся, ещё очень хрупкий, процесс диалога могут породить ложные представления об отсутствии угрозы неонацизма. Да, поражение на выборах прямых наследников Бандеры – это в любом случае хорошо. Но явно недостаточно. Ведь влияние радикалов на украинскую политику – гораздо выше, чем их результаты на выборах. Они были ударной силой «майдана» и государственного переворота и они несут прямую ответственность за жестокие преступления в Киеве, Одессе, на востоке страны. И отношение украинской элиты к ним – то снисходительное, то благодушное – показывает, что опасной идеологией заражены даже внешне респектабельные политики.
И это закономерный итог – взгляните, что долгие годы писали в украинских учебниках и кому ставили памятники. Несколько лет назад позапрошлый Президент Украины Ющенко посмертно отметил пособников Гитлера высшими государственными наградами. То решение вызвало негодование многих, но было признано незаконным и окончательно отменено только при Президенте Януковиче.
Жаль, что многие европарламентарии, которые ещё недавно публично указывали на эту украинскую проблему – вдруг замолчали. Молчат и глобальные средства массовой информации. Как будто все мы разом оказались по разные стороны непроницаемой стены – возникшей посреди некогда единого информационного пространства…
Неужели общего исторического опыта недостаточно, чтобы понять: под флагом пособников Гитлера не построишь демократическое государство?
В отличие от фальсификаций, подлинная история и её уроки – не раскалывают, а объединяют. Так, 6 июня Европа и весь мир следили за мероприятиями, посвящёнными 70-летию высадки союзников в Нормандии. В тот день историческая память дала возможность мировым лидерам встретиться и обсудить непростые современные вопросы.
А 22 июня, в Бресте, мы – представители стран Содружества независимых государств – вспоминали о событиях начала Великой Отечественной войны, и вспоминали о тех, кто защищал и спас наше Отечество и Европу, весь мир от нацизма. Общая память жива, и она – не даст исказить прошлое.
Завершая, хочу ещё раз сказать – парламентарии России не устанут поднимать вопросы, о которых я говорил сегодня. И я рад, что позиция законодателей получает высокую поддержку у граждан нашей страны. Уверен, что нас слышат и понимают думающие люди и в других странах.
Благодарю за внимание и желаю Третьему московскому международному парламентскому форуму успешной работы.