12 ноября Комитет вопросам собственности провел парламентские слушания на тему: «Итоги и перспективы приватизации в России»

12 ноября Комитет вопросам собственности провел парламентские слушания на тему: «Итоги и перспективы приватизации в России».

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований, государственных корпораций и ведущих отечественных предприятий, судебной системы, видные ученые и специалисты в сфере приватизационного законодательства, эксперты Федерального Министерства финансов Германии, представители бизнес-сообщества и общественных неправительственных организаций.

Открыл и вел слушания председатель Комитета Сергей Гаврилов Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.

Участников слушаний поприветствовали Заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Железняк Железняк Сергей Владимирович Железняк
Сергей Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0204 (Перовский – г.Москва)
, Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский Жириновский Владимир Вольфович Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
.

С основными докладами выступили председатель Комитета Сергей Гаврилов Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
и заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ольга Дергунова.

Эти парламентские слушания стали первым, начиная с 2001 года, публичным мероприятием, на котором были рассмотрены актуальные направления развития российского законодательства о приватизации в контексте текущей социально-экономической ситуации.

Целью парламентских слушаний было обсуждение (с учётом итогов прошедшего этапа реформирования отношений собственности в России) основных тенденций и приоритетов нового этапа российской приватизации, имеющихся в этой области проблем и путей их решения в аспекте повышения прозрачности для общества принимаемых властью решений по распоряжению публичным имуществом.

Главными вопросами обсуждения стали участие органов законодательной (представительной) власти в планировании и контроле приватизационных процессов, развития форм парламентского контроля за деятельностью стратегически значимых и структурообразующих организаций, а также привлечения депутатов всех уровней в качестве представителей интересов публично-правовых образований в органах управления хозяйственных обществ с государственным (муниципальным) участием.

По словам председателя Комитета Сергея Гаврилова Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, «следует оценивать итоги прошедшей за последние 20 лет приватизации объективно, без политических пристрастий». Он сказал, что «в целом, процесс приватизации в России носит довольно противоречивый характер, то есть приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним, по его мнению, можно отнести то, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к негативным экономическим и социальным последствиям для абсолютного большинства населения страны.

С.Гаврилов заявил, что основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, должно быть не получение доходов в бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения, и что в ряде случае приватизация должна быть позитивной альтернативой банкротству.

Участники парламентских слушаний отмечали, что действовавшая в нашей стране с начала 90-х экстенсивная модель экономического развития, основанная на экспорте энергоресурсов, на сегодняшний день себя полностью исчерпала. В настоящее время в рамках существующей структуры экономики уровень использования производственных мощностей фактически вышел на свой докризисный максимум.

Сегодня настало время трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. К 2020 году Российская Федерация должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной страной. Для достижения этой цели необходим переход к новой модели экономического роста и новой социальной политике.

Мировой опыт показывает, что важной составной частью системных институциональных реформ является приватизации структурообразующих государственных активов — предприятий и банков, в результате которой инициализируется возникновение новых институтов технологического развития и центров экономического роста, повышается эффективность работы государственных компаний, развивается конкуренция на рынках, создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Начиная столь ответственную и важную реформу, государству крайне важно создать положительные прецеденты нового этапа приватизации, чтобы не только убедить мировое сообщество в инвестиционной привлекательности российской экономики, а потенциальных инвесторов — в предсказуемости и открытости российских компаний. Значительно более важно убедить гражданское общество, хорошо помнящее первую волну российской приватизации, которая, несмотря на громкие заявления властей, так и не привела к существенному росту доходов бюджета и повышению уровня жизни населения, в том, что предстоящая распродажа ведущих компаний страны, составляющих, как говорится в известном рекламном слогане, её «национальное достояние», не повторит печальный опыт прошедшей приватизации и сможет обеспечить качественное улучшение структуры экономики.

В этой связи участники парламентских слушаний полностью разделяют позицию Президента РФ, озвученную на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге: «Для нас очевидно — новая приватизация должна быть, безусловно, принята российским обществом. Это значит — она должна быть понятной, честной и справедливой, должна быть основана на открытой, конкурентной продаже государственных активов, причем лучшему покупателю и по реальной цене».

Очевидно, что для успешного решения этой задачи, требующего консолидации усилий государства, бизнеса и общества, по мнению участников парламентских слушаний, Правительству РФ необходимо обеспечить проведение системной и последовательной политики приватизации, которая должна быть экономически обоснована, информационно открыта, а главное, понятна для потенциальных инвесторов и российского общества. Правительству необходимо выработать четкие критерии, на основе которых принимать решение о целесообразности или нецелесообразности приватизации конкретных активов, в том числе компаний энергетического сектора.

Участники слушаний предложили также начать привлекать Федеральное Собрание Российской Федерации к процессу принятия решений о приватизации структурообразующих и стратегически значимых государственных активов, чтобы тем самым позволить Государственной Думе и Совету Федерации разделить с Президентом РФ и Правительством РФ ответственность за последствия проводимой политики приватизации.