1 июня состоится «круглый стол» на тему: «Семейно-детский бюджет в структуре федерального бюджета как показатель (инструмент) государственной поддержки семей с детьми»

1 июня Комитет по вопросам семьи, женщин и детей проводит «круглый стол» на тему: «Семейно-детский бюджет в структуре федерального бюджета как показатель (инструмент) государственной поддержки семей с детьми».

Заседание будет проходить в зале № 830 (новое здание) в 11.00.

В ходе «круглого стола» планируется обсудить вопросы эффективности учета интересов детей на различных уровнях действующей бюджетной системы, повышения результативности бюджетных расходов в интересах детей в Российской Федерации, возможность выделения семейно-детского бюджета в структуре федерального бюджета отдельным блоком.

К участию в мероприятии приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, учёные.

Актуальность «круглого стола» обусловлена, в первую очередь тем, что сложившаяся в системе финансирования социальных услуг и социальной инфраструктуры ситуация практически не позволяет сформировать потенциал развития данной сферы, поскольку значительная часть выделяемых государством средств расходуется на покрытие текущих издержек. Кроме того, существует недостаточная информированность как получателей государственных услуг, так и предоставляющих их об экономических, правовых и иных аспектах политики государства в отношении детей; отсутствует четкое понимание бюджетной политики государства и форм её реализации, включая и выделение средств на поддержку семей, имеющих детей.

Кроме того, осуществляемые государством меры по социальной поддержке семей с детьми в большинстве случаев не являются такой прибавкой к семейному бюджету, которая позволила бы приблизиться к уровню жизни семьи до рождения ребенка. И хотя система социальной поддержки семей с детьми носит достаточно разветвленный характер, низкий размер пособий и льгот способствует тому, что дети в большей степени, чем взрослые подвергаются риску бедности. Их доля в численности населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет около 23%, что существенно выше, удельного веса детей в общей численности россиян. Соответственно и уровень бедности детей выше среднего по населению (соответственно 18,3% и 13,4% в 2008 г.).

При этом в соответствии с разграничением полномочий основная часть мер государственной поддержки семьи, материнства и детства осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Доля указанных средств в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет около 20%.

Ассигнования федерального бюджета в части государственной поддержки семьи, материнства и детства реализуются в сфере социальной политики, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и кинематографии, средств массовой информации.

К сожалению, существующая классификация бюджетных расходов создает трудности при формировании «семейно-детского бюджета» и не позволяет на должном уровне осуществлять парламентский контроль за его расходованием.

В этой связи целесообразно конкретизировать все виды расходов федерального бюджета, связанные с государственной поддержкой семьи и детей, в специальном приложении к федеральному бюджету, то есть сформировать «семейно-детский бюджет». Это позволит в полной мере оценивать расходы федерального бюджета в данной сфере, а также эффективность, достаточность и необходимость принимаемых мер.

По итогам «круглого стола» запланировано издание сборника выступлений участников в форме статей.