16 мая состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
16 мая 2012 года под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели подготовленный ко второму и третьему чтению проект федерального закона «О внесении изменения в статью 842 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части дополнения перечня изъятий о направлении обязательного предложения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект выводит из‑под действия норм статьи 842 Федерального закона «Об акционерных обществах» случаи передачи пакетов акций от Российской Федерации к субъектам Российской Федерации или наоборот, а также к муниципальным образованиям, то есть от одного публичного собственника к другому. Необходимость принятия законопроекта обусловлена тем, что ныне действующая редакция закона «Об акционерных обществах» может допускать ситуацию, когда при передаче акций от одного публичного собственника к другому (например, от субъекта Российской Федерации к Российской Федерации) принимающий акции публичный собственник будет обязан нести бремя расходов, связанных с необходимостью выкупа оставшихся акций у других акционеров. Вместе с тем, сама по себе такая передача акций не приводит к перераспределению корпоративного контроля, и, соответственно, не ущемляет прав других акционеров. Поэтому при передаче акций от одного публичного собственника к другому нет необходимости включать механизм защиты прав миноритарных акционеров в виде выкупа у них акций.
По мнению депутатов Комитета, принятие законопроекта окажет положительное влияние на процесс перераспределения пакетов акций между Российской Федерацией и её субъектами для формирования вертикально интегрированных структур и привлечения стратегических инвесторов в акционерные общества с государственным участием. При этом реализация законопроекта позволит избежать необоснованных затрат бюджетных средств при передаче пакетов акций между публично-правовыми образованиями различного уровня.
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в него были внесены уточняющие редакционные поправки.
Депутаты приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект во втором чтении и в целом.
Вторым вопросом повестки был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», с 1 января 2012 года введено лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. По информации Федерального агентства лесного хозяйства, на 25 апреля 2012 года выдано 453 лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров, что свидетельствует о высоких темпах выдачи лицензий на этот вид деятельности.
Законопроектом предлагается отменить лицензирование указанного вида деятельности. В качестве оснований для отмены лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров в пояснительной записке к законопроекту указано, что введение лицензирования такой деятельности резко сократит число организаций, имеющих право и возможности тушить лесные пожары на начальной стадии, в том числе добровольческих формирований, предприятий лесного и сельского хозяйства.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты Комитета по вопросам собственности отмечали, что решение о введении лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров было принято по результатам анализа многочисленных случаев лесных пожаров аномально жарким летом 2010 года, нанесших большой ущерб лесному хозяйству Российской Федерации, здоровью и имуществу граждан. Необходимость лицензирования предпринимательской деятельности по тушению лесных пожаров обусловлена тем, что эта деятельность является потенциально опасной для жизни и здоровья граждан и поэтому требует специальных квалификационных требований к профессиональной подготовке работников соответствующих организаций, а также наличия специального оборудования.
Необходимо также учесть, что, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, на лесопользователей возложена обязанность в случае обнаружения лесного пожара принять необходимые меры по недопущению его распространения и созданию условий для его ликвидации. Такие действия не относятся к профессиональной деятельности по тушению лесных пожаров, не требуют наличия лицензии и могут осуществляться как лесопользователями, так и добровольными дружинами. В частности, к таким действиям относятся создание заградительных минерализованных полос, перемещение складированной древесины, уточнение границ очага пожара.
Отказ от лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров может привести к негативным последствиям, снижению качества пожарной охраны лесов, нанести ущерб жизни и здоровью граждан.
Участники обсуждения пришли к выводу, что анализ эффективности лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, которое введено только в текущем году, может быть осуществлен по результатам пожароопасных периодов 2012 и 2013 гг.
Депутаты Комитета по вопросам собственности рекомендовали Государственной Думе отклонить законопроект.
Третьим вопросом повестки дня депутаты рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (в части уточнения порядка создания народных предприятий), внесенный депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым и А.В.Беляковым. Законопроект вносит ряд изменений в Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», имеющих своей целью значительно упростить порядок создания народных предприятий, поскольку действующая редакция этого закона содержит неоправданные ограничения, существенным образом затрудняющих процесс образования новых народных предприятий.
В соответствии с положениями законопроекта в процесс создания народных предприятий могут быть вовлечены открытые акционерные общества, в которых их работникам принадлежит менее 49 процентов акций. Законопроектом устанавливается, что после создания народного предприятия его работникам должно принадлежать количество акций, составляющих более 51 процентов его уставного капитала, а не 75 процентов, как установлено в действующей редакции указанного Федерального закона. Также законопроект предусматривает снижение минимальной среднесписочной численности работников народного предприятия с 51 человека до 10 и отменяет ограничения по максимальной численности акционеров народного предприятия. По мнению авторов законопроекта, такие нормы будут способствовать упрощению порядка преобразования организаций в народные предприятия. Кроме того, устанавливается запрет на совмещение должностей генерального директора и председателя наблюдательного совета народного предприятия, что соответствует общим принципам разделения полномочий между органами управления хозяйственными обществами.
Депутаты Комитета в целом поддержали концепцию законопроекта. Депутаты отметили, что предлагаемые изменения положительно скажутся на увеличении количества создаваемых народных предприятий. Увеличение числа предприятий, основанных на участии работников в капитале своего предприятия, будет способствовать соблюдению баланса интересов разных категорий персонала предприятия (рабочих, менеджеров) и стимулировать становление предпринимательского типа экономического поведения работников, поскольку у них инициируется интерес к конечным результатам хозяйствования в долгосрочной перспективе. Кроме того, повысятся гарантии занятости, будет обеспечена взаимосвязанная реализация принципов социальной и экономической справедливости.
По законопроекту были также высказаны замечания, однако, по мнению депутатов Комитета, они могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Члены Комитета приняли решение поддержать законопроект в первом чтении.