19 марта состоялся организованный Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии "круглый стол" на тему: «Совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений»

19 марта состоялся организованный Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии «круглый стол» на тему: «Совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений».

В работе «круглого стола» принял участие Заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Николай Левичев Левичев Николай Владимирович Левичев
Николай Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин Кашин Владимир Иванович Кашин
Владимир Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, его первый заместитель Иван Никитчук Никитчук Иван Игнатьевич Никитчук
Иван Игнатьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
, представители Министерства сельского хозяйства и Федерального агентства лесного хозяйства, органов исполнительной власти субъектов РФ, экспертного сообщества России, США и Финляндии, лесного бизнеса…

В ходе дискуссии были предложены и обсуждены конкретные меры, направленные на противодействие незаконной вырубке лесов.

Со вступительным словом к участникам «круглого стола» обратился Владимир Кашин Кашин Владимир Иванович Кашин
Владимир Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
. Он говорил о важности обсуждаемой проблемы, о тревоге и возмущении населения вырубкой лесов. Он отметил, что вызывает удивление отношение к лесной отрасли в нашей стране, которую раньше она кормила, а ныне она стала убыточной. Это способствует потере имиджа наше страны как лесной державы, которая прежде занималась переработкой леса, а теперь вывозит лишь круглый лес. По словам В.Кашина, 20% контрабанды леса в мире приходится на Россию. Восстановление лесов не производится: они в запущенном состоянии. Чиновники не заинтересованы в развитии легального бизнеса. Не действуют больше заготовительные конторы. Нищета толкает население на воровство. Уничтожена лесоустроительная система, развалена служба охраны лесов. Слабо работают правоохранительные органы. Он подчеркнул необходимость совершенствования законодательства, например, таможенного, чтобы поставить заслон незаконному вывозу леса, а также Лесного кодекса РФ.

В.Кашин обратил внимание на то, что в США и Европейском Союзе принимаются законы, направленные на противодействие обороту незаконно заготовленной древесины и продукции из нее путем введения уголовной и административной ответственности.

О борьбе с незаконным оборотом древесины в своих странах рассказали представитель Министерства юстиции США в Российской Федерации Люк Дембоски и управляющий по делам в Российской Федерации лесной индустрии Финляндии Юкка Халонен.

Участники заседания отметили, что проблема незаконных рубок лесных насаждений должна иметь комплексное решение и только при постепенном устранении факторов, вызывающих затруднение эффективной борьбы с таким негативным явлением, сможет дать положительный и устойчивый результат. Сегодня в российском лесном законодательстве имеется достаточно проблем. Однако, по мнению выступавших, на первом этапе необходимо выявить те проблемы законодательства, не устранив которые будет сложнее двигаться вперед, которые сдерживают развитие национального законодательства, направленного на борьбу с незаконными, нелегальными, преступными деяниями, в целом, и с незаконной рубкой леса, в частности.

Наиболее актуальной проблемой является неопределенность самого понятия «незаконная рубка», которая приводит к трудностям при толковании норм уголовного, административного и лесного законодательств и затрудняет их правильное применение.

Рациональное использование имеющихся запасов лесных ресурсов РФ позволит не только обеспечить текущие и перспективные внутренние потребности страны в лесоматериалах и продукции их переработки, но и значительно расширить экспорт лесобумажной продукции.

Выступавшие согласились, что национальное лесное законодательство должно создавать условия для реализации признанных международным сообществом принципов и критериев устойчивого управления лесами.

По мнению участников заседания, основными факторами, которые обуславливают широкое распространение незаконных рубок и незаконного оборота древесины являются как широкий спрос на такую древесину на внешнем и внутреннем рынках, так и широкое предложение, обусловленное законодательством, слабо регулирующим вопросы незаконных рубок и оборота древесины.

В России отсутствует государственная система учета заготовленной древесины, позволяющая прослеживать движение древесины в цепочке от леса через пункты переработки до потребителя с целью подтверждения ее законности.

Федеральное агентство лесного хозяйства представило на общественное обсуждение законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», предусматривающий меры противодействия нелегальным рубкам, обеспечение прозрачности и легальности оборота древесины и продукции из нее.

Участники «круглого стола» обратили внимание на то, что с принятием Регламента Европейского Союза № 995/2010, запрещающего ввоз на территорию стран ЕС древесины, заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран, встанет вопрос о необходимости принятия закона, направленного на установление порядка осуществления контроля законности происхождения и реализации лесоматериалов, и обеспечение борьбы с незаконными рубками лесов и незаконным оборотом древесины.

Участники «круглого стола» рекомендовали Федеральному Собранию РФ поддержать законопроекты, внесенные субъектами права законодательной инициативы, в части рассмотренных вопросов.

Субъектам права законодательной инициативы рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Правительству РФ и федеральным органам государственной власти предложено внести в Государственную Думу законопроект о государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов.