Выступление Вячеслава Володина на закрытии весенней сессии 2023 года

Пленарное заседание. Закрытие весенней сессии Государственной Думы (26.07.2023)

«Уважаемые коллеги!

У нас с вами сегодня итоговый день. Мы с вами завершаем четвертую сессию. Она была самая продолжительная: длилась целых семь месяцев. И мы, конечно, можем подводить итоги работы — что сделано. Понятно, что только что прозвучали выступления руководителей фракций. И они об этом уже говорили.

Поэтому я остановлюсь на общих цифрах и более резонансных законах, решениях, которые мы с вами вместе готовили и обсуждали в дискуссиях. Результат сам говорит за себя. За время весенней сессии принято 500 законов. Геннадий Андреевич из сессии в сессию скрупулезно все это конспектирует, потом либо использует в выступлениях, либо в дискуссиях, оппонируя и призывая к более качественной, системной работе.

У нас из 500 законопроектов 27 %, а это 136 законов, были социально ориентированными. И еще о важном критерии хочется сказать, подчеркнув его значимость: у нас 334 закона, 68% от общего количества принятых законов, — это законы прямого действия. Законы прямого действия отличаются от рамочных законов, от законов отсылочного характера тем, что при их обсуждении граждане — каждый из нас — могут участвовать в выработке решений. Мы понимаем, о чем закон, как он будет работать.

Когда принимается рамочный закон, мы ждем законов субъектов Российской Федерации. Понятно, что здесь не всегда получается нам следить за качеством и эффективностью решений, которые на основе закона рамочного выработаны. И конечно, законы отсылочного характера требуют принятия подзаконных актов. Это все приводит зачастую к тому, что либо на уровне чиновников начинают каким‑то образом нормы закона трактовать по‑своему, либо просто закон находится под сукном.

Такое было, но — отдать должное сегодняшней нашей совместной работе с Правительством — с этим удалось покончить, и срок от принятия закона до издания подзаконных актов минимизирован. Но все‑таки о качестве нашей работы говорит количество принятых законов прямого действия. Об этом нам постоянно говорит Президент — что нам необходимо увеличивать количество принимаемых законов прямого действия.

Коллеги, приоритетом в нашей работе в течение предыдущих семи месяцев, в течение весенней сессии, безусловно, была поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. Наши солдаты и офицеры на фронте проявляют мужество, героизм, рискуя жизнью, обеспечивают безопасность страны и ее граждан. Нам важно законодательно обеспечить все решения, принятые Президентом в этой сфере.

И мы с вами это делаем, понимая не только приоритет, но и нашу ответственность перед ребятами, которые сегодня защищают нашу страну. Вот на протяжении всего времени было принято 77 законов Государственной Думой, выстроена единая система мер поддержки. Введены льготы — эти решения мы буквально принимали недавно — для участников специальной военной операции при поступлении в вузы.

Мы думаем о наших защитниках, когда они вернутся, создавая им возможности для роста, самореализации. И тот, кто учился, допустим, на платном отделении, может перевестись на бюджетное. Нам очень важно, чтобы они смогли себя в будущем реализовать. И такие социальные лифты мы будем в дальнейшем создавать, понимая, что это не только наша ответственность перед ними, но и мы думаем о будущем страны.

Потому что тот, кто вернется, — он внесет обязательно огромный вклад в развитие России, применит твои способности. И мы отдаем себе отчет, что это люди геройские, это люди, которые совершили поступок. Они сегодня делают все для того, чтобы страна у нас с вами развивалась. И нам их возможности обязательно надо использовать.

Другой приоритет нашей работы — вопрос формирования единого правового поля в новых субъектах Российской Федерации. Мы с вами в этой части приняли 54 закона. Речь идет о социальной защите, пенсионном обеспечении, охране здоровья, создании условий для развития бизнеса на наших новых территориях, в новых субъектах Российской Федерации.

И надо здесь подчеркнуть, что мы это сделали намного быстрее благодаря полученному опыту по интеграции Крыма и Севастополя. Эта работа у нас практически идет к завершению. Осталось всего рассмотреть три законопроекта. Думаю, что мы это сделаем в ходе осенней сессии.

Еще одно направление, которое было важным для нас всех, — вопрос противодействия санкциям. Здесь мы уже об этом говорили, но надо все‑таки подчеркнуть, что мы с вами с начала специальной военной операции приняли 192 закона, совместно с Правительством реализовали более 300 мер поддержки. И, что очень важно, было выделено более 1 трлн рублей на эти цели, с тем чтобы поддержать, защитить наших граждан, льготы определенные предоставить предприятиям и, конечно, нашим регионам.

А если брать общий объем выделенных средств, он составляет порядка 8 трлн рублей. И, конечно, коллеги, когда мы говорим о совместной работе с Правительством, важно подчеркнуть, что мы совершенствуем наши отношения и отрабатываем различные новые форматы. Вот буквально сегодня, в этот завершающий день весенней сессии, мы с вами заслушали отчет Министра транспорта.

Надо сказать, что разговор был непростой. Нам повезло с Министром: он прошел серьезную школу, у тнего большой жизненный путь и достижения, которые можно оценить в рамках предыдущей работы. Но все‑таки тот разговор, который состоялся, — он думаю, что заставит задуматься многих, кто пришел вместе с Министром, и понять, что министерство отвечает за политику в сфере транспорта и министерству надо думать и о тех вопросах, которые относятся к компетенции муниципалитета, регионов.

Понятно, что на федеральном уровне многое сделано, много достижений, но расслабляться не время. Надо думать о тех, кто не может справиться с решением задачи — допустим, организации городского общественного транспорта, содержания транспортной структуры. Это всё темы, которые министерство не должно обходить стороной. Это вопросы развития речного пассажирского транспорта. У нас эти вопросы не решены, но Президент задачу поставил. А значит, и Правительство, и Дума должны сосредоточиться над этим и сделать все возможное для решения этих проблем.

Когда мы говорим о наших больших мегановых проектах в сфере развития железнодорожного транспорта, это не значит, что мы не должны обращать внимание на ситуацию, когда у нас на основных магистралях, как латаное одеяло, есть участки, где граждане должны время тратить часами для того, чтобы перецепили составы с электровозной тяги на тепловоз. Это час времени, когда перецеп идет с одного вида на другой, и то же самое, когда нужно вновь перейти от тепловоза к электровозу.

Это всё вопросы требующие рассмотрения, они должны быть нас в повестке. Но для того, чтобы выйти на эффективный путь решения, конечно, нам надо взаимодействовать с Правительством на другой основе, понимая, что мы вместе отвечаем за конечный результат. И надо отдать должное руководителям политических фракций Государственной Думы: это понимание есть и у оппозиционных фракций.

Да, оппозиционные фракции поднимают малоприятные темы и вопросы, но все‑таки обратите внимание на уровень политической культуры и на уровень ответственности: безусловной рост и понимание того, что именно должен быть конструктивный диалог. Коллеги, но по‑другому быть не должно. Ведь мы сегодня, когда говорим о вызовах, — основа преодоления вызовов — это консолидация. И надо действительно сказать, что Государственная Дума в этой непростой ситуации делает все для того, чтобы находить консенсус не только в этом зале, но и за его пределами.

Из принятых решений в ходе сессии хочется отметить наиболее значимые инициативы, направленные на защиту прав и интересов наших граждан. Это введение дополнительных мер защиты от финансовых мошенников, освобождение семей с двумя и более детьми от НДФЛ при продаже земли в том случае, если средства затем пойдут на улучшение жилищных условий, отмена комиссий на переводы между своими счетами в разных банках, ужесточение наказания для коллекторов.

Это всё вопросы, о которых мы говорили и на которые обращали внимание наши избиратели и просили наконец‑то отреагировать и принять законы. Сегодня мы можем в ходе своих отчетов в регионах сказать, что решения по этим проблемам состоялись, они приняты.

Да, мы можем к себе предъявлять претензии, что в части ряда из них они запоздалые, но хорошо то, что мы вышли на эти решения. А дальше уже от нас зависит — идти на опережение, не допускать проблем, повышать качество.

Хочется сказать о том, что мы приняли законы, которые были крайне важными, и, высказывая свою точку зрения в отношении них, мы, как правило, были единодушны. Это закон о запрете продажи вейпов несовершеннолетним, закон о запрете смены пола. Здесь у нас не было ни противников, не было тех, кто высказывал бы иную точку зрения.

Мы должны думать о стране, а это значит: укреплять семью, делать все для того, чтобы защитить наших детей от разрушительной пропаганды и, конечно, соблазнов. Поэтому, коллеги, мы с вами сделали всё то, что обязаны были сделать, руководствуясь интересами наших граждан и думая о будущем России.

Еще об одном итоге — возможно, он будет не так интересен для тех, кто у нас знакомится с результатами работы вне зала. Речь идет о разборе законодательных завалов. На пике, в январе 2017 года, на рассмотрении Государственной Думы находилось 2343 законопроекта. Сегодня в законодательном портфеле 908 законодательных инициатив.

Это очень серьезный показатель работы, на нем хочется остановиться. Думаю, что вы понимаете, по какой причине — потому что сегодня из всего этого массива законопроектов, находящихся в наших комитетах, 80% законодательных инициатив — текущего созыва. Все они актуальны, все они достаточно проработаны.

И, конечно, сейчас у нас появляется возможность заниматься ими, имея больше времени на это. И самое главное, меньше тратя его на дополнительные процедуры, пересогласование, потому что вы помните: когда мы приступали к этой работе, у нас некоторым законопроектам было по 20 с лишним лет. Понятно, что многие из них просто морально устарели. Ну и, соответственно, надо было пересогласовывать все необходимые заключения.

В этой связи думаю, что поддержите: давайте скажем слова благодарности нашим руководителям профильных комитетов, которые провели эту огромную, непростую, рутинную работу под руководством Ивана Ивановича Мельникова — Первого заместителя Председателя Государственной Думы — по разбору завалов. И сейчас мы можем с вами в оптимальном режиме заниматься законотворчеством, понимая, что эти все старые багажи, гири и пылящиеся в архивах законы остались в прошлом. Давайте им поаплодируем, потому что редко такое бывает.

Коллеги! В непростых условиях мы делали всё для достижения национальных целей развития. Создание более эффективной и устойчивой экономики стало ответом Вашингтону и Брюсселю на давление, санкции. Преодолевая вызовы, мы становимся сильнее. Но многое еще предстоит сделать. Нам необходимо планировать свою работу на основе повестки развития России.

Специальная военная операция сплотила страну, усилила консолидацию общества вокруг нашего Президента. Надо сказать, что независимо от партийной принадлежности все депутаты Государственной Думы поддержали специальную военную операцию. Все едины в понимании, что от достижения целей специальной военной операции зависит будущее России. Поэтому нам правильно и в будущем руководствоваться этим.

Как показало время, уважаемые коллеги, начало специальной военной операции — это единственно правильное решение, и оно принято было нашим Президентом на опережение. Западные страны давно и целенаправленно превращали Украину в плацдарм для борьбы с Россией. Причем сегодня они сами говорят об этом, не стесняясь.

Меркель и Олланд признались, что не собирались выполнять Минские соглашения, а лишь использовали это время для милитаризации Украины. Сегодня Столтенберг — Генеральный секретарь НАТО — отчитался, что альянс начал тренировать украинские войска еще в 2014 году.

Все это время они накачивали киевский преступный режим оружием, готовили боевиков, наемников, взращивали и подогревали русофобию. Это делалось, чтобы остановить развитие России, а затем разрушить нашу страну. Президент Владимир Владимирович Путин не дал реализовать эти преступные замыслы решением о начале специальной военной операции.

Война против России стала огромной ошибкой Вашингтона и Брюсселя. Ставка на эффективность натовского оружия, как показало время, не сработала. Хваленые «леопарды» и «брэдли», другая западная техника горят, очень хорошо горят. Отдать должное мужеству, бесстрашию и профессионализму наших солдат и офицеров — они это делают умело. Поэтому мы можем лишь еще раз сказать, что Запад коллективный, Вашингтон сделали стратегическую ошибку.

И за это придется расплачиваться, как ни печально, народам Европы и Соединенных Штатов Америки. Хотя ошибки сделаны политиками: Президентом Соединенных Штатов Америки Байденом и его приспешниками в европейских государствах — Президентом Франции, канцлером Германии, премьером Британии, других государств, которые бездумно втащили свои народы в эту войну и сейчас не знают, что делать.

Потому что понятно по итогам контрнаступления: замыслы провалились. А что делать дальше — не знают, потому что хотели получить ресурсы на Украине, но Украина на сегодняшний день банкрот. Поэтому единственное, что осталось, — это территории. Именно по этой причине занялись, с одной стороны, ополячиванием, а с другой — Вашингтон и Брюссель реализуют политику на Украине «война до последнего украинца».

Потому что жители им не нужны, им нужна территория, им нужны ресурсы. И, уважаемые коллеги, мы с вами должны, конечно, понимать, что для нас вопрос достижения целей специальной военной операции — это вопрос безопасности не только нашей страны, но и всего мира. Важно, чтобы все задачи специальной военной операции были достигнуты. И мы со своей стороны должны сделать все для этого.

Коллеги, для многих сегодня стало очевидным, что гегемония США закончилась. Большинство населения планеты выступает за многополярный мир, справедливый миропорядок. Желание США и Евросоюза изолировать Россию обернулось их самоизоляцией. Несмотря на беспрецедентное давление, угрозы и препятствия, их попытки запугать другие государства, заставить свернуть сотрудничество с нашей страной провалились.

У нас много друзей. И мы с вами увидеть можем это, посмотрев на гостей форума, которые приехали по приглашению нашего Президента Владимира Владимировича Путина в Санкт-Петербург на форум «Россия — Африка». Наши партнеры из африканских стран, Латинской Америки, Азии понимают, что отношения с Россией строятся на бескорыстной основе. И наша дружба имеет очень большую историю. Мы руководствуемся принципами выстраивания отношений на равных, уважительно к партнерам, на принципах невмешательства в суверенные дела других государств и, конечно, развивая взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому мы можем уверенно говорить, что и Россия, и другие страны делают все и дальше будут реализовывать эту стратегию.

Путь, который был навязан, на построение однополярного мира, должен остаться в прошлом. Нам надо делать все возможное для того, чтобы в прошлом осталась и колониальная идеология, политика, которую проводили Соединенные Штаты, Англия и Франция, другие европейские государства. И думать, и делать все возможное для построения справедливого миропорядка. И на этой основе мы будем строить межпарламентские коммуникации в рамках парламентского измерения, делать все от нас зависящее.

Коллеги, для Победы — а мы все ее ждем — важен крепкий тыл. Всем нам предстоят в ближайшие две недели встречи с нашими избирателями, работа в избирательных округах. А затем будем руководствоваться правилом: у политиков отпусков не бывает. Счастья, удачи и эффективной работы в своих избирательных округах. Спасибо большое!»