В ГД прошли большие парламентские слушания, посвященные городскому общественному электротранспорту в регионах

На слушаниях обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования электротранспорта и финансирования
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»

В Государственной Думе в четверг, 6 октября, прошли большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ».

На слушаниях обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования электротранспорта. С этими вопросами граждане напрямую обращаются к депутатам, в том числе к Председателю ГД Вячеславу Володину Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)

Как отметил Вячеслав Володин, проведение слушаний инициировали жители регионов.

«Были обращения из регионов: из Волгоградской, Белгородской, Орловской, Астраханской областей. Мы обсуждали эту тему в рамках профильного комитета и на заседании Государственной Думы и сошлись во мнении, что нам необходимо продолжить обсуждение в формате парламентских слушаний», — сказал Председатель ГД.

Без решения задач по развитию горэлектротранспорта невозможно повысить качество жизни людей, также отмечал он.

На слушаниях в зале пленарных заседаний ГД собралось порядка 500 участников. Среди них руководство регионов, мэры городов, представители федеральной и региональной исполнительной власти, которые отвечают за вопросы транспорта и дорожного хозяйства, производители подвижного состава, представители лизинговых компаний, эксплуатирующих организаций, профессиональных ассоциаций и союзов. Выступили Министр транспорта Виталий Савельев, губернатор Курской области Роман Старовойт, мэры городов.

Проблема износа электротранспорта

Вячеслав Володин поднял вопрос износа и обновления парка городского электротранспорта.

«За прошедшие 30 лет количество подвижного состава — трамваев и троллейбусов — уменьшилось почти в два раза. Если говорить о троллейбусах, их осталось 7910. При этом средний возраст у троллейбусов — 14 лет. Если говорить о трамваях, их осталось 7428, средний возраст — 20 лет», — напомнил он, добавив, что 20-летние трамваи «по‑хорошему надо списывать, так же как и троллейбусы».

Вячеслав Володин отметил, что это вопрос ведения городов: «Но у нас все города, как правило, за исключением нескольких, дотационные. Регионы, о которых речь идет, тоже дотационные».

«То есть они самостоятельно не могут решить этот вопрос. Исходя из сложившейся ситуации, поэтому и приняли решение обсудить вопрос в рамках парламентских слушаний уже ГД с приглашением Министра и его заместителей», — подчеркнул Председатель ГД.

Виталий Савельев, в свою очередь, отметил, что в год в России выпускается примерно 200 троллейбусов. Вячеслав Володин задался вопросом, может ли это решить проблему при износе техники в пять–десять лет.

«Потому что если мы будем при таком износе выпускать по 200 единиц техники, мы никогда не выйдем на норматив. Если брать средний износ техники даже 10 лет, я уже не говорю о пяти годах», — резюмировал Вячеслав Володин.

Эту же тему подняла в ходе слушаний водитель троллейбуса из Орла Оксана Евдокимова. Она посетовала, что транспортная инфраструктура в ее городе изношена на 70 %, а вместо троллейбусов закупаются автобусы. Также она рассказала о зарплате: «У нас больше 30 тыс. никто не зарабатывает, если, конечно, это не руководитель».

Учесть при рассмотрении бюджета

Модель финансирования общественного электротранспорта в регионах следует учесть в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, так как регионы не справляются с решением вопроса самостоятельно, отметил Вячеслав Володин.

«Нам надо предложить модель, которую мы, возможно, отразим при рассмотрении бюджета — сейчас он поступил в ГД. И правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, а взять на себя решение этого вопроса. Из‑за этого у нас были закрыты многие трамвайные и троллейбусные маршруты, потому что город не справился, а регион стоял в стороне», — сказал он.

При этом Председатель ГД напомнил о высокой стоимости современного городского электротранспорта: «Стоимость троллейбуса получается порядка 30 млн, сдвоенного трамвая — более 60 млн».

«Этот вопрос не может решить город самостоятельно при том количестве износа, это не может решить регион самостоятельно, при том что регионы — особенно те, что дотационные, — сводят концы с концами», — добавил он.

«Если мы говорим о развитии городов, нужно ставку делать на экологический транспорт. Это может быть электробус, трамвай, троллейбус, — сказал Вячеслав Володин, добавив: — У нас ведь не от хорошей жизни города заполонили маршрутки, которые создают заторы на дорогах».

«Это опять итог ситуации, когда у нас с вами количество трамваев и троллейбусов сократилось в два раза», — отметил Вячеслав Володин.

Развитие импортозамещения

Также Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний отметил необходимость решения вопроса импортозамещения в рамках производства в РФ общественного электротранспорта.

«Нам надо сейчас, обсуждая вопрос, понять, насколько мы решили задачу импортозамещения, насколько это отечественный продукт, потому что электробусы у нас работают на батареях, которые производятся в основном в Китае. Это вопрос к производителям: вы активно осваиваете рынок, убеждаете, а потом опять начинаете рассказывать, что кто‑то виноват. Нужно заниматься созданием своего продукта, тогда будет все хорошо», — сказал он.

Председатель ГД подчеркнул, что это ключевой вопрос.

Член совета директоров АО «Трансмашхолдинг» Михаил Хромов, в свою очередь, сообщил, что годовая мощность трех российских заводов по производству трамваев — 800 единиц. Дефицита мощностей нет, заверил он.

Отвечая на вопрос Вячеслава Володина об импортозамещении, Михаил Хромов пообещал, что отечественный трамвай будет «локализован» на 95 % к следующему году. На импортозамещение электроники, по его словам, потребуется дополнительное время. 

1 из 35
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Министр транспорта РФ Виталий Савельев
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Министр транспорта РФ Виталий Савельев
Генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгений Дитрих
Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Помощник Президента РФ Игорь Левитин (слева)
Министр транспорта РФ Виталий Савельев
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Мэр Иркутска Руслан Болотов (слева)
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина
Губернатор Курской области Роман Старовойт (справа)
Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и Председатель Счетной комиссии Государственной Думы Раиса Кармазина
Заместитель Председателя ГД Александр Бабаков
Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике Николай Арефьев и член Комитета по бюджету и налогам Денис Парфенов
Председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин и губернатор Курской области Роман Старовойт
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов
Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов
Помощник Президента РФ Игорь Левитин
Заместитель Председателя Государственной Думы Борис Чернышов
Заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ»
 
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
 
 
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Министр транспорта РФ Виталий Савельев
 
Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Министр транспорта РФ Виталий Савельев
Генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгений Дитрих
Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
 
Помощник Президента РФ Игорь Левитин (слева)
Министр транспорта РФ Виталий Савельев
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Мэр Иркутска Руслан Болотов (слева)
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина
Губернатор Курской области Роман Старовойт (справа)
Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и Председатель Счетной комиссии Государственной Думы Раиса Кармазина
Заместитель Председателя ГД Александр Бабаков
Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике Николай Арефьев и член Комитета по бюджету и налогам Денис Парфенов
Председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин и губернатор Курской области Роман Старовойт
 
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов
Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов
Помощник Президента РФ Игорь Левитин
Заместитель Председателя Государственной Думы Борис Чернышов
Заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева
 
 
 
Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев
 

Благополучие жителей городов

Министр транспорта РФ Виталий Савельев в своем выступлении подчеркнул, что развитие городского электротранспорта — «это вопрос благополучия жителей наших городов, повышения качества городской среды, сокращения экологической нагрузки».

На развитие электротранспорта в федеральном бюджете на 2022–2024 годы предусмотрено порядка 70 млрд рублей, отметил он. Всего же, по словам Министра, на развитие электротранспорта требуется более 1 трлн рублей — для этого нужны внебюджетные источники.

При этом Министр рассказал, что в российских городах распространено использование старых трамваев и троллейбусов: «Если говорить о подвижном составе, то средний возраст троллейбуса и трамвая, по данным Росстата, с 1995 года по настоящее время увеличился практически в два раза».

«Для восстановления и дальнейшего развития электротранспорта необходима систематическая адресная и экономически обоснованная государственная поддержка городского электротранспорта. По данным Росстата, из 7,5 тыс. трамваев 66 % старше 15 лет. При этом 56 % трамваев, или более 4 тыс., эксплуатируются более 25 лет и нуждаются в первоочередном обновлении. Схожая ситуация и в части троллейбусного парка», — подчеркнул Виталий Савельев.

По его словам, это связано с недостатком средств. Он также отметил, что из‑за градостроительных решений, которые были приняты в ряде городов в конце 1990-х годов, когда трамваи считались помехой автомобильному движению, были сняты наиболее эффективные линии в центральных частях Нижнего Новгорода, Самары и Воронежа.

Также Министр поблагодарил парламентариев за поправки в закон о концессиях, который расширяет возможности для обновления инфраструктуры и подвижного состава.

«В целях развития общественного транспорта разработаны поправки в федеральное законодательство. Они в том числе определяют обязанность разработки комплексных планов транспортного обслуживания и соблюдения регионами соответствующих стандартов качества», — добавил Виталий Савельев.

Министр транспорта РФ подчеркнул, что «соблюдение данных стандартов будет способствовать социально-экономической эффективности перевозок, в том числе за счет применения современных технологий. Данные поправки уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе».

Он выразил надежду на дальнейшее продолжение плодотворного сотрудничества с ГД.

Предложения фракций

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов Зюганов Геннадий Андреевич Зюганов
Геннадий Андреевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
заявил о том, что статью расходов на электротранспорт в бюджете необходимо увеличить.

«Авиация за год перевозит примерно 100 млн пассажиров, получила из казны почти 100 млрд рублей. Если брать общественный транспорт, то он около 12 млрд перевозит, и 1 млрд — это электротранспорт: не получил почти ни копейки. И то, что положено на текущий год, тоже выполняется плохо», — подчеркнул парламентарий.

«Вопрос надо ставить ребром, и прежде всего поправить финансирование», — сказал Геннадий Зюганов, призвав решить эту проблему при работе над проектом бюджета на 2023–2025 годы.

Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов Миронов Сергей Михайлович Миронов
Сергей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
 предложил развивать транспорт на магнитной подушке и монорельс. Электробусы, по его словам, бесперспективны по причине проблем с утилизацией аккумуляторных батарей, а также потому, что запасы лития скоро могут исчерпать себя.

От фракции «Новые люди» выступила заместитель ее руководителя Сардана Авксентьева Авксентьева Сардана Владимировна Авксентьева
Сардана Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ»
. «Абсолютно прав Вячеслав Володин, что муниципалы [с проблемой развития городского электротранспорта] сами не справятся. И скидывать все на муниципалитеты для того, чтобы они сами решили, поскольку это их задача, совершенно невозможно. Без поддержки федерального бюджета — планомерного, с перспективой, с гарантиями финансирования — это тоже невозможно. Это нужно как городам и регионам, так и производителям», — сказала она.

По словам Сарданы Авксентьевой, регионы и муниципалитеты, а также федеральный центр должны обязательно участвовать в управлении перевозками и регулировании тарифов, поскольку отдавать все на откуп «частникам» и концессионерам нельзя.

Заместитель Председателя ГД от фракции ЛДПР Борис Чернышов Чернышов Борис Александрович Чернышов
Борис Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
 акцентировал внимание на проблеме подготовки кадров для транспортной отрасли. «Когда старые школы уходят, НИИ ликвидируются, возникает вопрос: кто будет заниматься эксплуатацией и развитием транспорта?» — заявил парламентарий.

По его мнению, необходимо провести большую ревизию и понять, какие научные школы сегодня способны дать результат, а также совместно с РАН выработать «комплексные предложения по развитию в этом ключевом, самом важном сегодня для государства направлении».

Заместитель Председателя ГД от фракции «Единая Россия» Сергей Неверов Неверов Сергей Иванович Неверов
Сергей Иванович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 175 (Смоленский – Смоленская область)
 предложил обратить внимание на проекты по модернизации и реконструкции изношенного подвижного состава. «Мы много говорим о необходимости обновления городского пассажирского электротранспорта. Но реализованные проекты ряда предприятий, на которые тоже стоит обратить внимание как на одно из решений проблемы в силу более низкой стоимости, — это модернизация и капитально-восстановительный ремонт старых вагонов, которые составляют основу подвижного состава в стране», — сказал парламентарий.

Еще одной проблемой Сергей Неверов назвал условия, которые регионам предлагаются лизинговыми компаниями, в том числе Государственной транспортной лизинговой компанией. «Подобные проекты, но применительно к сельскохозяйственной технике реализует Росагролизинг, и там условия более приемлемы. Стоит разобраться, почему так происходит и что можно изменить», — сказал заместитель Председателя ГД, отметив, что регионы не в состоянии решить проблему развития, обновления, модернизации городского общественного электротранспорта и инфраструктуры без федеральной поддержки.

Позиция профильного комитета

Председатель профильного Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев Москвичев Евгений Сергеевич Москвичев
Евгений Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
поблагодарил Вячеслава Володина за инициативу проведения слушаний.

Он отметил, что существующих федеральных программ недостаточно, чтобы обновить подвижной состав в регионах.

«У меня предложение поддержать создание в этом году федеральной целевой программы «Развитие городского наземного общественного электрического транспорта». Программа должна быть рассчитана не менее чем до 2030 года как транспортная стратегия с продолжением до 2035 года. На нее необходимо выделить, по подсчетам экспертов, 500 млрд рублей», — сказал председатель профильного комитета.

По его словам, это должны быть деньги из федерального бюджета и обязанность федерального органа исполнительной власти нести ответственность за развитие городского наземного пассажирского транспорта нужно прописать в законодательстве. 

Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры подготовил предложения по выделению бюджетных средств на эти цели в 2023 году, добавил Евгений Москвичев.