Законопроекты о совершенствовании системы социального страхования обсуждены на «круглом столе», который состоялся 10 июня 2009 года

10 июня Комитет по труду и социальной политике провел в здании Пенсионного фонда «круглый стол» на тему: «О проектах федеральных законов № 195768–5 „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования“ и № 195774–5 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования», внесенных Правительством Российской Федерации».

В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Правительства, внебюджетных социальных фондов, общественных организаций.

Председатель Правления Пенсионного фонда Антон Дроздов, открывая «круглый стол», отметил, что в случае принятия законов к 1 января 2010 года фонд будет готов к их реализации.

Председатель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев Исаев Андрей Константинович Исаев
Андрей Константинович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 33 (Удмуртский – Удмуртская Республика)
напомнил, что принятые в первом чтении законопроекты предусматривают реформирование системы социального страхования и изменение порядка выплаты пенсий и некоторых видов социальных пособий. «Сделан серьезный шаг на пути построения социального государства», — сказал А.Исаев. Он отметил, что законы затронут интересы миллионов людей, как нынешних, так и будущих пенсионеров.

В частности, предусмотрен переход от ЕСН к системе фиксированных взносов во внебюджетные социальные фонды. «Единый социальный налог — это безвозмездный платеж. Средства от его уплаты поступают в доход государства, которое определяет, исходя из своих возможностей, пенсионное обеспечение гражданина, — сказал председатель Комитета. — В этой ситуации каждый человек понимает, что его будущая пенсия зависит не от фактически уплаченных взносов, а от возможностей бюджета». Переход к взносам, по словам А.Исаева, делает платеж адресным, а систему понятной и для работника, и для работодателя. Законы позволят сформировать устойчивую систему социальных фондов, сделать их самостоятельнее, с 2010 года ликвидировать бедность среди пенсионеров и поэтапно добиться того, чтобы нынешние пенсионеры получали пенсию, равную двум с половиной прожиточным минимумам, а будущие — не ниже 40 процентов утраченного заработка. Учитывая это, Госдума приняла законопроекты в первом чтении, но высказала ряд предложений по их доработке. В частности, по словам А.Исаева, целесообразно «окончательно определить правовой статус фондов», рассмотреть вопрос об оптимизации налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Сделать это, считает А.Исаев, можно за счет снижения ряда отраслевых тарифов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Учитывая, что повышение тарифов страховых взносов с 2011 года коснется и бюджетных организаций, необходимо предусмотреть это при расчете трансфертов субъектам Федерации.

Заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, сосредоточившись на проблемных вопросах, возникших в ходе обсуждения законопроектов, подчеркнул: «Пенсионная система — это прямое отражение той структуры трудовых отношений, которая складывается в тот или иной исторический период времени. Изменить постфактум систему трудовых отношений, изменив пенсионную систему, мы не можем». По словам Ю.Воронина, страховая система, возврат к которой предусматривают законопроекты, «устроена объективно: чем выше вклад, тем выше выплаты». Он также заметил, что размер тарифа, который будет действовать с 2011 года (34%), сопоставим с аналогичными тарифами в развитых европейских странах. Кроме того, это не самый высокий тариф в истории России. Заместитель министра напомнил, что до 2001 года тариф страховых взносов во все внебюджетные фонды составлял 37%, а до 2005 года — 35,6%. «Рост расходов на рабочую силу стимулирует увеличение производительности труда», — аргументировал Ю.Воронин.

Начальник департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда Аркадий Соловьев отметил, что «все основные положения законопроектов просчитаны с точки зрения социальных и экономических результатов», с учетом необходимости повышения всех видов пенсий, сбалансированности бюджета и обеспечения оптимальной нагрузки на работодателя. При этом он признал недостаточность статистических данных, необходимых для актуарных расчетов. Но были сделаны целевые запросы из баз данных конвертации пенсий и пенсионных дел, «проведены два мониторинга состояния уровня жизни пенсионеров», которые «позволили дополнить информацию для объективных расчетов». А.Соловьев сообщил, что валоризация в среднем позволит повысить трудовые пенсии на 1130 рублей. Но с учетом стажа прибавка у ряда категорий пенсионеров будет больше. Тот, кто вышел на пенсию до 1991 года, получит прибавку от 1700 рублей и выше.

Депутат Валерий Рязанский Рязанский Валерий Владимирович Рязанский
Валерий Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что повышение пенсий коснется прежде всего тех, кто был обделен реформой 2002 года. «Это дети войны, — пояснил он. — Далеко не все они являются ветеранами труда и имеют льготы. Обещанная прибавка людей обнадеживает, но в то же время их тревожит тарифная политика ЖКХ, цены на лекарства и продовольственные товары».

Депутат, член Комитета по финансовому рынку Борис Кашин Кашин Борис Сергеевич Кашин
Борис Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
сказал, что, решая задачу повышения пенсий, важно понимать, «что будет с собранными деньгами», куда их вложить, чтобы они не обесценились. «В ситуации, когда инфляцию мы прогнозировать не можем, когда платежный баланс прогнозировать не можем, единственная системы, которая может функционировать -это система, основанная на солидарности поколений, иначе пенсионные деньги станут кормушкой для банков, — заявил депутат. — Пенсия должна зависеть от страховых выплат, но отделить портфель каждого пенсионера и сделать так, чтобы он себе отдельно накапливал пенсию, не получится».

Председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко Пивненко Валентина Николаевна Пивненко
Валентина Николаевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 17 (Карельский – Республика Карелия)
предложила изменить подход к валоризации «северных» пенсий и при переоценке пенсионных прав за каждый год советского стажа прибавлять не по одному проценту, а по полтора. «Тогда мы навсегда закроем проблему северных пенсий», — сказала она.

Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина предложила не фиксировать в законе о страховых взносах размеры тарифов. «Для того чтобы определить размер тарифов, должны быть соответствующие проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, как минимум, должно быть понятно, какие обязательства финансируются из средств страховых взносов, перечисляемых работодателями, — сказала она. — Это должны быть взносы на конкретные виды страхования, а не в общем в фонды как в учреждения». Кроме того, по словам М.Москвиной, в формировании страховых взносов наряду с работодателями должны участвовать и работники.

Первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Ильдар Габдрахманов Габдрахманов Ильдар Нуруллович Габдрахманов
Ильдар Нуруллович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, назвав законопроекты правильными, заметил, что предложенные в них нормы будут эффективно работать, только если экономика будет развиваться.

В обсуждении также приняли участие депутаты Николай Гончар Гончар Николай Николаевич Гончар
Николай Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0208 (Центральный – г.Москва)
, Галина Карелова Карелова Галина Николаевна Карелова
Галина Николаевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Николай Коломейцев Коломейцев Николай Васильевич Коломейцев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, Юлия Песковская Песковская Юлия Анатольевна Песковская
Юлия Анатольевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Валентин Романов Романов Валентин Степанович Романов
Валентин Степанович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
, Сергей Штогрин Штогрин Сергей Иванович Штогрин
Сергей Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ