В ГД обсудили эффективность господдержки кинематографа и проблемы кинообразования

На круглом столе Комитета по культуре «Развитие отечественной кинематографии: принципы государственной поддержки и критерии эффективности» также обсуждалось развитие детского кинематографа и мировой опыт поддержки национальных кинематографий
Режиссер Владимир Хотиненко, директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова и Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов
Режиссер Владимир Хотиненко, директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова и Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов

Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская Ямпольская Елена Александровна Ямпольская
Елена Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметила, что поводом для собрания послужило внесение изменений в закон о кинематографии, связанных с проведением международных фестивалей на территории России. Она подчеркнула, что любые законодательные инициативы в данной сфере должны обсуждаться с представителями культурного сообщества. 

«Любое законотворчество эффективно и разумно, когда люди знают контекст, не врываются в творческий и производственный процесс внезапно и беспощадно, а следят за процессом в режиме реального времени изнутри», — считает Елена Ямпольская.

«Что касается различных, в том числе протекционистских мер, мы считаем, любые меры возможны, но они должны быть ясными, четкими, незакулисными. Надо побеждать честно, как пелось в известной советской песне. А любая нечестная победа, как известно, выходит русскому человеку боком, так она может выйти боком российскому кинематографу», — сказала парламентарий.

Смотрите также

По ее мнению, наиболее эффективная форма протекционизма — это создание действительно талантливых произведений. «Поэтому сегодня, я надеюсь, мы будем говорить не только о деньгах, но и о талантах», — обратилась Елена Ямпольская к участникам круглого стола.

«Мы очень хотим, чтобы наше кино не только смотрели, но и любили, чтобы появлялись новые любимые народом киногерои, чтобы через 20–30 лет с той же ностальгией пересматривали зрители фильмы своей молодости, что и мы с вами. Чтобы зритель вновь начали любить отечественное кино, на мой взгляд, оно должно вновь полюбить зрителя», — заявила Председатель Комитета.

Найти рычаги, чтобы привлекать инвестиции в кино

Генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров считает, что для создания мощного кинематографа в России нужно увеличивать количество фильмов. «70–80 картин для Российской Федерации — это смехотворно. Нужно минимум 300 фильмов. Шедевров всегда мало, но средний профессиональный уровень зависит от количества картин, которые производит страна в целом», — подчеркнул он.

По мнению Карена Шахназарова, при производстве фильма полностью ориентироваться на госфинансирование невозможно. «Мы должны найти рычаги, чтобы привлекать инвестиции в кино», — сказал кинорежиссер.

Он также считает необходимым стимулировать интерес зрителей к походу в кино именно на отечественные фильмы. «У нас 50% не ходит в кино. Цены на билеты во многом высокие для нашего народа. Это часто связано с вопросами аренды, насколько я разговаривал с прокатчиками. Надо создавать условия, чтобы цены на отечественные фильмы были ниже, чем иностранные», — заявил он.

Карен Шахназаров указал, что в дискуссиях о кино необходимо обсуждать и художественные критерии произведений. «В советское время говорили и спорили о художественных фильмах, сейчас мы этот момент изъяли из нашего лексикона, мы превратились в бухгалтеров. Мне кажется, это не очень правильно для нашей сферы», — заметил режиссер.

1 из 15
Режиссер Владимир Хотиненко, директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова и Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов
Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская
Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов
Продюсер и режиссер Федор Бондарчук и киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе
Кинорежиссер Алексей Учитель
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Ольга Казакова, заместитель Председателя Комитета по культуре Олег Лавров и Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Александр Шолохов
Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская
Режиссер Владимир Хотиненко
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Ольга Казакова
Киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе
Режиссер и продюсер Сергей Сельянов
Режиссер Владимир Хотиненко и директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова
Продюсер и режиссер Федор Бондарчук и киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе
Директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова
Режиссер Владимир Хотиненко, директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова и Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов
Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская
Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов
Продюсер и режиссер Федор Бондарчук и киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе
Кинорежиссер Алексей Учитель
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Ольга Казакова, заместитель Председателя Комитета по культуре Олег Лавров и Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Александр Шолохов
Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская
Режиссер Владимир Хотиненко
Первый заместитель Председателя Комитета по культуре Ольга Казакова
Киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе
Режиссер и продюсер Сергей Сельянов
Режиссер Владимир Хотиненко и директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова
Продюсер и режиссер Федор Бондарчук и киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе
Директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова

Сборы молодых авторов

Режиссер Алексей Учитель, в свою очередь, отметил, что за последние три года российский кинематограф сделал большой скачок. Тем не менее, остается ряд нерешенных задач, констатировал он. «Я согласен, что в нашей стране отсутствует хорошая сценарная школа. Думаю, если говорить о предложениях — надо проводить сборы молодых авторов. Кроме того, надо переходить на более практическое обучение, надо больше снимать студентам. Нам необходимо увеличивать количество дебютных картин», — заявил Алексей Учитель.

«Что касается международного сотрудничества — стало размыто понятие «совместное производство», хотя это дает много экономических преимуществ, дополнительное финансирование», — добавил режиссер.

Особое внимание — вопросам маркетинговой поддержки

Мировое кино устроено так, что нет деления по регионам, есть интересные, а есть неинтересные проекты, считает генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. 

«Большое количество наших фильмов, такие как «Движение вверх», «Лед», «Дозоры», которые проданы за баснословные деньги за рубеж, демонстрируют наши успехи», — указала она.

По ее мнению, отечественным кинорежиссерам следует обратить особое внимание вопросам маркетинговой поддержки. «Мы мало говорили о маркетинге, международном и внутреннем российском, локальном. За рубежом 50% бюджета фильма — это маркетинг, и это обеспечивает его прокатный успех. Те русские фильмы, которые не добрали средства в прокате, я уверена, могли бы добрать, если бы у них была маркетинговая поддержка», — сказала Екатерина Мцитуридзе.