Павел Крашенинников: в 2019 году ГД продолжит совершенствование российского законодательства

По словам Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству, в весеннюю сессию парламентарии займутся, в частности, доработкой Гражданского кодекса и продолжением судебной реформы
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
 рассказал о наиболее важных итогах работы Комитета за 2018 год и планах на 2019 год. Он подчеркнул, что в уходящем году было принято много законов, имеющих большое значение для развития сферы права в ближайшие годы.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы

Отдельно Павел Крашенинников выделил принятие закона, гуманизирующего уголовно-исполнительную систему – так называемого закона «день за полтора». 

Документом введены коэффициенты зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания. Теперь день нахождения в следственном изоляторе засчитывается за полтора дня в колонии общего режима, два дня в колонии-поселении и один день в колонии строгого режима или тюрьме. Депутат отметил, что закон обсуждался и прорабатывался в Комитете около 10 лет.

«Условия содержания в СИЗО очень тяжелые, сопоставимые с тюремными. Большинство изоляторов у нас построено еще до 1917 года, во времена Российской Империи, и их состояние плачевное. Фактически люди, находящиеся месяцы и годы в СИЗО, наказываются до суда. А ведь большая часть из них впоследствии приговаривается к отбыванию наказания в исправительных учреждениях, условия содержания в которых значительно гуманнее. Не говоря уже об оправдательных приговорах. Законом мы пытаемся исправить эту ситуацию, реализовать принцип справедливости», — сказал Павел Крашенинников.

Смотрите также

Депутат напомнил, что когда в июне 2008 года в ГД вносили законодательную инициативу, учитывалось много факторов. В том числе изучался зарубежный опыт. Аналогичные нормы предусмотрены, например, в действующих уголовных кодексах стран СНГ и Балтии, Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других стран. По такому же принципу зачет предварительного заключения в срок отбывания наказания производился и советским уголовным законодательством.

Павел Крашенинников напомнил, что этот закон активно поддерживали Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, предпринимательское сообщество, и принятие закона состоялось благодаря такой поддержке.

Реформа судоустройства и судопроизводства

В рамках реформы судоустройства и судопроизводства ГД в 2018 году приняла около 20 законов. Целью этой работы было совершенствование судебной системы: повышение качества правосудия, его открытости и прозрачности, обеспечение независимости и объективности при вынесении судебных решений, улучшение организационного обеспечения и эффективности судопроизводства.

Смотрите также

Основным из принятых законов реформируется система судов общей юрисдикции. Согласно закону, создаются обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. До 1 октября 2019 года начнут действовать пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд.

«Подобную реформу мы проводили ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал. Такая система исключает ситуацию, при которой обжалование судебного акта осуществляется в том же суде, которым оно выносилось в предыдущей инстанции», — сказал Павел Крашенинников. По его словам, эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия.

В связи со структурными изменениями судебной системы, а также в целях модернизации и оптимизации судопроизводства были внесены изменения в процессуальное законодательство вторым масштабным законом — о реформировании судопроизводства. Также в рамках судебной реформы внесены изменения в части организационного обеспечения деятельности создаваемых судов, порядка назначения на должность судей, размера оплаты их труда. Приняты коррелирующие законы о реорганизации военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции, о правовом статусе помощника судьи, об обеспечении судей. Кроме этого, была введена обязательная аудиозапись судебного заседания. Возможность использования систем видео-конференц-связи в судах стала предусмотрена всеми процессуальными кодексами. Приняты изменения, направленные на беспристрастное определение состава суда по конкретным видам дел путем использования автоматизированной информационной системы.

Павел Крашенинников сообщил, что в 2018 году ГД был усовершенствован порядок дисциплинарной ответственности судей, введен новый вид дисциплинарного взыскания – понижение судьи в квалификационном классе. 

Внесены изменения, повышающие роль органов судейского сообщества и снимающие излишнюю административную нагрузку на председателей судов. Установлен предельный возраст для председателей новых кассационных судов, председателей арбитражных судов округов, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Конституционного суда РФ — в пределах 76 лет. В судах общей юрисдикции, по аналогии с арбитражными судами, ввели ограничение, что председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд (за исключением председателей и заместителей председателей Верховного Суда и Конституционного суда).

После года работы депутатами были приняты изменения в закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. Введены меры для развития института третейского разбирательства в России, который должен стать качественным механизмом урегулирования экономических споров, альтернативным государственным судам. В целях упрощения, непосредственно в законе установлен исчерпывающий перечень документов для регистрации арбитражных учреждений, все полномочия по принятию решения предоставлены Минюсту России.

Курс на примирительные процедуры

«В 2019 году в рамках судебной реформы планируется продолжить работу по совершенствованию примирительных процедур и по расширению возможности обращения в суд с групповыми исками по делам, подсудным арбитражным судам, а также судам общей юрисдикции. Соответствующие законопроекты находятся сейчас в высокой степени готовности и с большой вероятностью будут приняты в следующем году», — сказал Павел Крашенинников.

Речь, по словам парламентария, идет о законе, расширяющем перечень примирительных процедур — помимо медиации, предлагается ввести переговоры, сверку документов, судебное примирение. Согласно законопроекту, профессиональными медиаторами смогут быть судьи в отставке. Предлагается применять медиацию не только к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, но также административных и иных публичных (например, налоговые споры, споры об оспаривании нормативных правовых или индивидуальных актов). Более того, предлагается расширить список примирителей за счет судей в отставке, работников аппаратов суда — но это очень спорный вопрос, а также есть идеи распространить на эту сферу и опыт бывших законодателей.

Также ожидается принятие закона, предлагающего расширить возможность обращения в суд с групповыми исками по делам, подсудным арбитражным судам, а также ввести такую возможность в судах общей юрисдикции — при наличии схожих требований при сходных обстоятельствах в отношении общего ответчика. Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей или о возмещении вреда. Это позволит, в первую очередь, гражданам, а также организациям проще и быстрее отстаивать свои интересы в суде.

Развитие наследственного права

Третье важное направление работы Комитета — это развитие наследственного права. Приняты изменения в Гражданский кодекс РФ, которыми расширяются возможности граждан по распоряжению имуществом на случай смерти за счет введения в отечественный правопорядок с 1 июня 2019 года наследственных договоров и совместных завещаний супругов.

Внесены изменения в законодательство о нотариате, направленные на обеспечение механизма учреждения посмертных наследственных фондов, которые с 1 сентября 2018 года могут создаваться в России. Учреждением посмертного наследственного фонда должен заниматься нотариус после открытия наследственного дела, если наследодатель указал в своем завещании волеизъявление о создании такого фонда.

Кроме того, в Государственную Думу внесен законопроект о прижизненных наследственных фондах, которые можно будет создавать при жизни для управления имуществом, а после смерти учредителя такой фонд становится наследственным. Как отметил Павел Крашенинников, работа над этим законопроектом продолжится в 2019 году.

Доработка Гражданского кодекса

Четвертое направление, которое выделил депутат — регулирование отношений в рамках цифровой экономики. «Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству ведет работу над поправками в Гражданский кодекс РФ, которыми вводятся несколько базовых положений о новых цифровых объектах. Это позволит обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, а также предоставить защиту гражданам и организациям по таким сделкам», — сказал он.

Павел Крашенинников также заявил, что в Комитете будет продолжена работа над законопроектом по реформированию раздела Гражданского кодекса РФ о вещных правах. Сейчас работа над законопроектом ведется в рамках рабочей группы, созданной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

По словам парламентария, продолжится работа по новому объекту интеллектуальных прав — «географическое указание», который предлагается ввести в ГК РФ в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Он будет действовать наравне с существующим в настоящее время средством индивидуализации – наименованием места происхождения товара (НМПТ), но иметь более простую регистрацию.

В Комитете создана рабочая группа в целях доработки данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении, в том числе с учетом переходных положений и синхронизации с действующими законами и другими законопроектами в затрагиваемых отраслях, находящимися на рассмотрении в ГД, подчеркнул Павел Крашенинников.