Как отметил в своем выступлении Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко
Диденко
Алексей Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 181 (Томский – Томская область)
, необходимость обобщения разнообразных практик привлечения граждан для решения вопросов местного значения, а также использование различных терминов, более характерных для зарубежного опыта («партиципаторное бюджетирование», «партисипаторное бюджетирование»), привела к появлению в России единого термина – «инициативное бюджетирование».
Он предложил ввести в российское законодательство понятие «инициативное бюджетирование». Под ним понимается совокупность прав и способов инициативного участия жителей муниципального образования в выборе приоритетных направлений развития своей территории. К таким способам относится в том числе софинансирование расходов и иные формы местного самоуправления. Выбранные направления развития территории будут обеспечиваться и финансироваться за счет расходов местных бюджетов (в части решения вопросов местного значения и исполнения иных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных отраслевым законодательством, так и относящихся к правам органов местного самоуправления). Их можно будет софинансировать за счет средств регионального и федерального бюджетов, через осуществление в том числе общественного контроля за их обеспечением и реализацией. При этом важнейшим свойством инициативного бюджетирования должно являться право граждан и их объединений на выбор проектов в рамках решения вопросов местного значения, исполнения полномочий и прав местного самоуправления.
По словам Алексея Бурнашова Бурнашов
Алексей Леонидович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0059 (Чусовской – Пермский край) , инициатора создания закона об инициативном бюджетировании в Пермском крае, фактически эти поправки будут играть национальную роль, сделав граждан партнером государства в вопросе развития городских территорий.
Он полагает, что проводником инициативного бюджетирования являются территориальные общественные самоуправления (ТОСы). По его мнению, нужно не только создавать их на региональном уровне, но и поддерживать дополнительно, выстраивать систему их взаимодействия с населением.
Также Алексей Бурнашов отметил, что приоритетом такого бюджетирования может быть не отраслевая специализация проектов, а выбор целевой аудитории для реализации проекта. «Нам в обязательном порядке необходимо привлекать молодежь к разработке проектов инициативного бюджетирования. Они более продвинутые, более мотивированные, — считает депутат. — Бюджетирование сейчас является возможностью для молодежи себя показать, доказать, что ты необходим. Это будет способствовать воспитанию успешного и ответственного подрастающего поколения граждан».
Заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров отметил, что законопроект является приоритетным для Минфина.
Он сообщил, что Правительством готовится специальная программа, где будет отдельный раздел, посвященный развитию инициативного бюджетирования как важнейшего инструмента повышения эффективности и прозрачности бюджетных расходов.
Алексей Лавров добавил, что необходимо распространить эту практику и вовлечь в проектное бюджетирование все субъекты РФ, так как проект касается более эффективного, прозрачного использования имеющихся ресурсов и не требует дополнительных затрат.
В свою очередь руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Владимир Вагин заявил, что проектное бюджетирование будет способствовать дальнейшему развитию регионов.
Учитывая положительный опыт реализации и востребованность подобных проектов в регионах, участники круглого стола решили продолжить формировать комплекс мер государственной поддержки, в том числе путем законодательного закрепления основ инициативного бюджетирования на федеральном уровне.