По его словам, в документе учтены основные рекомендации, направленные в Банк России депутатской рабочей группой, в частности, по кредитному каналу трансмиссионного механизма, о механизме экстренного предоставления ликвидности, о взаимных эффектах и каналах влияния денежно-кредитной и макропруденциальной политики. Приведен диапазон нейтральной ключевой ставки, дана оценка влияния изменения пенсионного возраста на темпы роста экономики и проинфляционные риски. Также произведено ранжирование по степени значимости немонетарных факторов, влияющих на инфляцию, изменены подходы к реализации стратегии выхода из применения специальных инструментов рефинансирования и другие замечания и предложения.
Анатолий Аксаков
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
отметил, что Банк России впервые в число основных принципов проводимой денежно-кредитной политики (ДКП) включает установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции. По мнению Председателя Комитета, это придает документу статус программного, повышает вклад Банка России в формирование предсказуемых экономических условий и способствует укреплению доверия к проводимой денежно-кредитной политике.
К положительным аспектам документа Анатолий Аксаков отнес положения по показателям и параметрам информационной открытости Банка России.
Вместе с тем, по его мнению, следует и дальше расширять адресные коммуникации по денежно-кредитной политике, способствуя повышению финансовой грамотности населения.
Глава Комитета отметил, что в качестве основного канала влияния на денежно-кредитные условия в экономике и инфляцию Банк России, как и прежде, предполагает использовать процентные ставки. В контексте координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики он высоко оценил исследование влияния повышения НДС на инфляцию.
«В то же время, учитывая несовпадение прогнозов и оценок Правительства и Банка России, представляется целесообразным либо обосновывать в документе причины такого несовпадения, либо при подготовке документа осуществлять более плотную координацию с Правительством», — заявил Анатолий Аксаков.
Он также высказался за отражение в документе планируемых совместных мер Банка России и Правительства в части дедолларизации экономики, защиты от санкционного воздействия, стимулирования создания «длинных денег», планов по развитию финансовых рынков, оказывающих влияние на ДКП, а также оценки влияния этих мер.
Подготовленный Банком России документ, по мнению Председателя Комитета по финансовому рынку, заслуживает в целом положительной оценки. Однако ряд сформулированных в нем положений являются спорными и недостаточно обоснованными.
В частности, он высказался за большую предсказуемость действий Центрального банка для участников рынка, чему могло бы способствовать раскрытие диапазона равновесного уровня ключевой ставки не только на среднесрочной и долгосрочной перспективе, но и на более коротких горизонтах. «Целесообразно также привести количественную оценку совокупного влияния изменения на 1 процентный пункт ключевой ставки на инфляцию и дать оценку этого влияния через процентный и кредитный каналы, а также канал ожиданий», — считает Анатолий Аксаков.
Банк России последовательно декларирует в Основных направлениях проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики, хотя критерии классификации такой политики, оказывающей, между тем, жесткое негативное влияние на развитие экономики, остаются нераскрытыми, указал глава Комитета. По его мнению, низкие темпы экономического роста и проведение Банком России умеренно жесткой ДКП оказывают сдерживающее воздействие на рост кредитования и инвестиций. В свою очередь, это ограничивает возможности банков по размещению имеющейся у них избыточной ликвидности на российском финансовом рынке и способствует в том числе увеличению вывоза капитала, а ослабление рубля и возросшая волатильность его курса усиливают эту тенденцию.
«Сокращение вывоза капитала представляет собой важный резерв для модернизации российской экономики и ускорения экономического роста, однако решение этой задачи потребует формирования благоприятных условий и создания привлекательных инструментов для использования имеющихся в стране ресурсов в инвестиционных целях, а также уменьшение профицита ликвидности в банковской системе. При этом в ситуации, когда избыток ликвидности у банков сочетается с низким уровнем инвестиций, становится все более актуальным вопрос о проработке мер, стимулирующих рост инвестиционной активности и объемов кредитования реального сектора экономики», — уверен он.
Анатолий Аксаков считает целесообразным внедрить механизмы, упрощающие процедуру рефинансирования ипотечных кредитов для заемщиков, а также смягчить условия для банков в части доначисления резервов при снижении ставки по уже выданным кредитам.
В условиях финансовых санкций роль внутренних источников развития могли бы выполнять специальные программы рефинансирования, направленные на поддержку приоритетных отраслей экономики и импортозамещение. В этой связи, по мнению Анатолия Аксакова, имеет смысл дополнить указанные программы новыми направлениями вложений имеющихся в экономике ресурсов в приоритетные отрасли и проекты, которые могли бы стать катализатором экономического роста. Их определение целесообразно в соответствии со средне- и долгосрочными планами развития экономики. Пока же перспективные с точки зрения экономического роста сектора экономики, такие, как аграрно-промышленный комплекс, автомобилестроение, производство стройматериалов, ВПК, высокоточное машиностроение, информационные технологии, химическая промышленность и другие не поддерживаются на уровне специальных программ рефинансирования.
Спорной мерой, по мнению главы Комитета, представляется удержание высокого уровня депозитной ставки Банка России. Это приводит к тому, что банки воздерживаются от поиска путей эффективного кредитования реальной экономики, совершенствования технологий оценки и управления кредитным риском, а направляют привлекаемые средства в безрисковые операции с Банком России.
В заседании, состоявшемся 8 ноября, приняли участие члены Комитета по финансовому рынку, Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, глава Банка России Эльвира Набиуллина.