Мероприятие было организовано Комитетом по финансовому рынку. В слушаниях приняли участие представители профильных комитетов ГД, Правительства РФ, Центрального банка, экспертного сообщества, страховщиков, общественных организаций, автомобилисты.
Как ранее отмечал Председатель Комитета по финансовому
рынку Анатолий Аксаков
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
, «закон об ОСАГО – социально чувствительная тема,
которая требует от депутатов постоянной вовлеченности». «Эта тема – в фокусе
внимания Комитета из сессии в сессию».
В 2017 году вступили в силу изменения в Федеральный закон об ОСАГО, предусматривающие приоритет натурального возмещения по ОСАГО над денежной выплатой.
Анатолий Аксаков отметил, что закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принятый еще в 2002 году, «свою позитивную миссию выполнял и в значительной степени выполняет сейчас».
«Тем не менее, поступает значительное число жалоб от автовладельцев, сами страховщики часто апеллируют и к регулятору, и к ГД с просьбой поменять законодательство», — сказал депутат.
«Нас, как депутатов Государственной Думы, прежде всего, волнует судьба граждан, автовладельцев, поскольку мы отстаиваем интересы избирателей», — подчеркнул он.
Анатолий Аксаков перечислил основные жалобы, с которыми обращаются граждане: проблемы с заключением договоров, «навязывание» дополнительных услуг.
Для улучшения ситуации на рынке был принят ряд решений, которые, по оценкам потребителей и экспертов, продемонстрировали свою эффективность. Так, застрахованное лицо может в течение двух недель отказаться от страховой услуги, которая, как он считает, была ему «навязана», сообщил глава Комитета. С 1 января 2017 года можно дистанционно заключать договора и получать полисы в электронном виде. «Примерно 7% владельцев полисов заключали договора в электронном виде», — сказал парламентарий.
«Но мы видим, что тарифы, которые применяются сегодня к 39 млн владельцам полисов ОСАГО, являются не совсем справедливыми, потому что подавляющая часть наших автовладельцев ездит добросовестно, не попадая в ДТП, но при этом платят примерно столько же, сколько платят те, кто постоянно нарушает ПДД или попадает в ДТП», — констатировал Анатолий Аксаков. «Поэтому вопрос о том, чтобы сделать более справедливой систему оплаты полисов – он стоит на повестке дня», — резюмировал он.
«Но даже если будет внедрена гибкая система тарифов для добросовестных и недобросовестных водителей, важно, чтобы ЦБ жестко контролировал это», — уверен Анатолий Аксаков.
Владимир Чистюхин, заместитель Председателя Банка России, считает, что для совершенствования системы ОСАГО нужно повысить доступность полисов и установить справедливые индивидуализированные тарифы. «Сегодня система тарифов построена негибко: имеет место большое субсидирование аккуратными водителями тех водителей, которые водят машину с нарушениями ПДД», — сказал он.
«Мы бы хотели, чтобы каждый платил сам за себя», — заявил представитель ЦБ РФ.
Для достижения этих целей нужно реформировать коэффициенты, в частности, бонус-малус и возраст-стаж. Кроме того, необходимо расширение тарифного коридора на 20% вниз и на 20% вверх, что позволит компаниям устанавливать индивидуализированный тариф для потребителей.
В свою очередь, заместитель Министра финансов Алексей Моисеев отметил, что закон об ОСАГО «многострадальный, но мы будем менять его до победного конца, пока не устраним все недостатки».
Он озвучил предложения Министерства, среди которых поэтапность перехода к более свободному тарифообразованию. «Мы полагаем, что необходимо пересмотреть целый ряд коэффициентов, вообще отойти от жесткой структуры, дав значительно больше полномочий страховым компаниям», — сказал он.
Еще одним предложением стало предоставление
возможности гражданам выбирать, на какую сумму приобрести полис.
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс поддержал озвученные представителями ЦБ и Минфина предложения. Он также сообщил, что улучшение ситуации в этом сегменте страхового рынка привело к снижению цены на полисы ОСАГО. «На 5–7% тариф на ОСАГО упал в цене», — сказал он.
Игорь Юргенс затронул вопрос приобретения полисов таксистами. Он рассказал, что средняя частота аварий по РФ 5,2%, тогда как средняя частота аварий у таксистов – 60%.
«Они регистрируются как ИП и платят столько же [сколько обычные водители]. Нужно исключить датирование одних сегментов страхования другими», — уверен глава РСА. При этом он отметил, что справедливый персонифицированный тариф на полисы является мировой практикой.
Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок», также согласился, что после проведенных реформ «острота проблемы спала», но ряд проблем остался.
Он уверен, что нужна «тонкая настройка тарифов» под каждого водителя. «ОСАГО – это страхование, а страхование должно учитывать риски, и чем точнее оно учитывает риски, тем больше шансов назначить справедливый тариф», — сказал Петр Шкуматов. Бигдата позволит сделать это с максимальной точностью, добавил он. Координатор движения также считает, что формула расчета цены ОСАГО должна стать очень сложной, тонкой и индивидуализированной.
В заседании также принял участие Михаил Волков, генеральный директор страховой компании Ингосстрах. Он подчеркнул, что создание института ОСАГО в 2002 году было «абсолютно правильным шагом». Также опасения, что расширение тарифного коридора и внедрение свободного определения тарифов приведет к росту тарифов — неоправданны. «Этого не произойдет», — уверен он, так как рыночные механизмы и конкуренция страховщиков будет стимулировать компании предоставлять наиболее выгодные для потребителей цены.