Проект федерального закона разработан в рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Для ее реализации должны быть предложены решения, связанные с развитием альтернативного источника финансирования проектов субъектов МСП на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) — коллективного финансирования (краудфандинга и краудинвестинга).
Законопроект направлен на регулирование отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ИП) посредством инвестиционных платформ, а также на определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации привлечения инвестиций от участников инвестиционных платформ.
На пленарном заседании документ представил Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
. Он заявил, что в документе прописаны нормы, в соответствии с которыми с помощью
токенов, выпускаемых эмитентом через соответствующую инвестиционную
платформу, можно привлекать инвестиции от граждан и предприятий, используя цифровые технологии. «Это уже происходит, мы просто
устанавливаем нормы, которые регулируют этот процесс. Уже сейчас инвестируют
граждане в разные проекты, увидев хорошую рекламу, вкладывают свои деньги и иногда что‑то зарабатывают, но зачастую теряют. В том числе потому, что этот
процесс не урегулирован законодательно», — сказал парламентарий.
Документ устанавливает требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам.
Также отмечается, что оказание услуг, способствующих привлечению инвестиций, посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам инвестиционной платформы, составляет существо новой регулируемой услуги — краудфандинга.
Предусматривается, что осуществление инвестиций гражданами посредством инвестиционной платформы не требует государственной регистрации в качестве ИП. При этом услуги по организации привлечения инвестиций могут оказывать только лица, включенные Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.
Услуги по организации привлечения инвестиций оказываются оператором инвестиционной платформы на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании. Оператор инвестиционной платформы вправе оказывать такие услуги только при условии раскрытия правил инвестиционной платформы.
Согласно документу, к способам осуществления инвестиций посредством инвестиционной платформы относится предоставление займов, приобретение размещаемых эмиссионных ценных бумаг, а также приобретение имущественных прав путем приобретения токенов инвестиционного проекта, удостоверяющих такие права.
В то же время, граждане, которые не являются квалифицированными инвесторами и (или) ИП, осуществляют инвестиции указанными выше способами при условии, что сумма инвестиций в один инвестиционный проект и общая сумма инвестиций такого гражданина во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года не превышает сумм, установленных нормативным актом Банка России. При этом, ЦБ наделяется полномочиями по контролю за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований законодательства и проведению проверок деятельности операторов.
Также закрепляются требования к операторам инвестиционных платформ, к инвестиционным платформам, а также к лицам, привлекающим инвестиции посредством инвестиционной платформы.
Помимо этого, законопроектом предусматривается перечень сведений, которые должны быть раскрыты на сайте оператора инвестиционной платформы в интернете.
В документе зафиксированы и требования, предъявляемые к рекламе услуг по организации привлечения инвестиций, а также особенности размещения эмиссионных ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы.
Также 22 мая в первом чтении поддержаны законопроекты о «цифровых правах» и цифровых финансовых активах.