В заседании приняли участие члены Экспертного совета, представители профильных министерств, Банка России, руководители финансовых и банковских структур, участники секции Совета «Блокчейн и криптовалюты».
Дискуссия коснулась последних законодательных инициатив, которые появились в открытом доступе на сайтах российских ведомств, но пока не были внесены в Государственную Думу – законопроекта Министерства финансов РФ о цифровых финансовых активах, инициатив Центрального банка и Министерства экономического развития в части регулирования краудфандинга.
Работу секции открыл Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
. Он отметил важность законодательного регулирования новых технологий на финансовом рынке и цифровых финансовых инструментов. Экспертный совет, по его словам, позволяет услышать мнение различных участников рынка.
Разработанный Минфином России законопроект представила директор Департамента финансовой политики ведомства Яна Пурескина. Она пояснила, что главная задача – «не запретить, а создать рамочное регулирование», минимизировать риски для государства и участников рынка, а также защитить права участников в работе с цифровыми активами.
Концепция законопроекта учитывает поручения Президента по развитию технологий в финансовой сфере, в которых указано, что криптовалюты и цифровые активы не могут являться платежным средством на территории России. В связи с этим криптовалюты и токены определены в законопроекте как имущество в цифровой форме. Также в документе прописаны понятия распределенного реестра, цифровых финансовых активов, smart-контрактов, процедуры ICO. Проект допускает возможность обмена цифровых финансовых активов через специальные лицензионные площадки с использованием инструментария в виде цифровых кошельков.
Заместитель директора департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Сергей Лещенко представил законопроект, разработанный совместно с ЦБ РФ с учетом программы «Цифровая экономика» в части регулирования краудфандинговой деятельности. Документ подготовлен в рамках поручения Правительства РФ. Он пояснил, что законопроект направлен на привлечение инвестиций малым и средним бизнесом, в том числе с использованием информационных технологий и на основе краудфандинговых платформ. Примененные в законопроекте подходы к регулированию соответствуют принятым в большинстве юрисдикций, регулируются только те виды краудфандинга, которые связаны с получением дохода от инвестиций. «Надо сформировать единую позицию по проектам до июня этого года», — отметил Сергей Лещенко.
Представитель Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей — омбудсмен по цифровой экономике Илия Димитров выразил общее мнение представителей сообщества: «Регулирование нужно сделать таким образом, чтобы российская юрисдикция получила экономические плюсы». По его словам, финансовые потоки не должны уходить из страны, регулирование должно защищать интересы инвесторов.
Члены Экспертного совета в связи с этим предложили не определять майнинг криптовалют как предпринимательскую деятельность с обязательным налогообложением. Налоговые интересы государства, по их мнению, могут быть реализованы при обмене криптовалют на фиатные (бумажные) валюты.
В ходе обсуждения указывали на необходимость посредников (квалифицированных инвесторов) на рынке криптовалют. По мнению соорганизатора русскоязычного сообщества Ethereum Игоря Матюхина, здесь возникает вопрос о том, кто является собственником активов – пользователь или посредник.
Подводя итоги дискуссии, председатель Экспертного совета, заместитель Председателя Комитета по финансовому рынку Мартин Шаккум
Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
отметил, что представленные ведомствами законопроекты нуждаются в серьезной доработке. В других странах, по его словам, наработан значительный опыт регулирования: «Япония, США, Южная Корея, не говоря уже о таких странах, как Гонконг и Сингапур, не побоялись принять очень прогрессивное законодательство». Этот опыт, по мнению депутата, необходимо принять во внимание в ходе дальнейшей работы над законопроектами.
«К сожалению, – отметил он, – из предложенных законопроектов не понятно, каков будет механизм обмена токенов на криптовалюту, а криптовалюты – на фиатные деньги. А если не создать механизм обмена критовалюты на фиатные деньги, государство не получит никаких налогов».
Обсуждение законопроектов, посвященных регулированию цифрового финансового рынка, цифровых финансовых инструментов продолжится на следующих заседаниях Экспертного совета, а также на парламентских слушаниях, которые состоятся в Государственной Думе 20 февраля.