Профильные комитеты одобрили Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие три года
На совместном заседании Комитета по бюджету и налогам и Комитета по финансовому рынку, состоявшемся под председательством Анатолия Аксакова
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
, депутаты рассмотрели проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.
А.Аксаков позитивно оценил представленный документ. Он отметил, что согласно Основным направлениям Банк России будет действовать в рамках стратегии таргетирования инфляции и политики плавающего валютного курса рубля. В то же время из формулировок документа следует, что цель по снижению инфляции достигнута, теперь важно, чтобы инфляция оставалась вблизи 4%.
Положительной оценки заслуживает и тот факт, что, в отличие от прошлых лет, больше внимания уделено координации денежно-кредитной политики с другими ключевыми направлениями экономической политики, прежде всего, бюджетно-налоговой и структурной политикой.
Впервые делается акцент на координации действий Банка России с федеральными и региональными органами исполнительной власти для целей ограничения причин немонетарной инфляции (политика регулируемых тарифов, локальный монополизм, проблемы логистики).
Ранее проект Основных направлений был детально рассмотрен специально созданной в Госдуме рабочей группой, сообщил А.Аксаков. Большинство высказанных замечаний Центробанк учел. Вместе с тем, по мнению председателя Комитета по финансовому рынку, некоторые аспекты деятельности ЦБ по‑прежнему нуждаются в корректировке.
«Политика Центробанка скорее жесткая, нежели умеренно жесткая, — отметил А.Аксаков. Реальная ключевая ставка остается в районе 5%, что сдерживает рост кредитования населения и бизнеса, отрицательно отражается на потребительском спросе и инвестициях.
Объем операций Банка России по абсорбированию избыточной ликвидности в 2017 году существенно превышает объем операций по рефинансированию кредитных организаций. В январе-октябре 2017 года посредством таких операций Банк России в среднем еженедельно абсорбировал около 700 млрд. рублей избыточных средств.
Располагая сугубо монетарными методами и инструментами, ЦБ был вынужден компенсировать недостаточные результаты органов исполнительной власти в борьбе с влиянием немонетарных факторов инфляции. Такая политика еще больше усиливает структурные деформации в российской экономике.
Кроме того, Банк России недооценивает дефляционные риски, угроза которых для российской экономики в настоящее время существенно возросла.
«Денежно-кредитная политика сама по себе не может быть драйвером роста экономики», — заметила Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
По ее прогнозу, годовой темп прироста ВВП составит 1,8%. Период восстановительного роста почти завершен. Компенсировано 95% падения экономики 2015 года. Но вопрос в том, как будет расти экономика дальше и что нужно сделать, чтобы темпы роста были не ниже 3–4%.
Отметив тенденцию роста кредитования, Э.Набиуллина, вместе с тем, признала, что кредиты не панацея. Важно, чтобы в экономике формировался капитал. Но для более активного инвестирования следует повышать прозрачность предприятий.
Низкая инфляция является катализатором структурных изменений в экономике. при низкой инфляции предприятия не могут перекладывать свои издержки на потребителей. Это означает, что выигрывать внутри отраслей будут предприятия, демонстрирующие большую эффективность и производительность. В результате эффективность экономики будет расти.
Э.Набиуллина сообщила, что ЦБ в течение одного-двух лет снизит ключевую ставку до 6–7%.
На пленарном заседании документ будет рассмотрен 22 ноября.