В Государственной Думе рассмотрели приоритетные направления совершенствования российского законодательства о банкротстве

1 из 5
Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Максим Щаблыкин. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Максим Щаблыкин. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы
Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы

/ 5

13 ноября Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел заседание «круглого стола» на тему: «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)»

Предваряя дискуссию, председатель Комитета Николай Николаев Николаев Николай Петрович Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что при обсуждении в зале пленарных заседаний тема банкротства вызывает активную дискуссию, и перечислил законодательные инициативы в портфеле Комитета. По его словам, эта процедура оздоровления не является популярной в нашей стране, в Российской Федерации прошло 3327 банкротств юр лиц, из 700 тысяч граждан, находящихся в предбанкротном состоянии, только 40 тысяч воспользовалось этой возможностью.

В ходе «круглого стола» неоднократно указывалось, что одним из важнейших аспектов законодательного регулирования в сфере несостоятельности является социальная направленность законодательства о банкротстве. В частности, регулирование должно предусматривать не только наиболее цивилизованный способ удовлетворения кредиторов несостоятельного должника, но также содействовать восстановлению платежеспособности, если такое восстановление представляется возможным, а также принимать во внимание такие острые социальные вопросы как сохранение рабочих мест. В частности, Н.Николаев выразил надежду, что эта процедура для юр лиц будет носить оздоровительный характер, а для физлиц – социально-созидательный.

Анализ действующего законодательства о несостоятельности показывает, что последние поправки, носящие комплексный характер, были внесены в 2009 году, а все последующие изменения носили точечный, фрагментарный характер. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся два законопроекта, предусматривающие внесение изменений в законодательство о несостоятельности. Первый — №163735-7 «О внесении изменений в статью 20.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части определения размера вознаграждения арбитражного управляющего)».

Второй — №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который предполагает, что можно будет подать два типа заявления: о введении процедуры реструктуризации долгов и о признании должника банкротом (сейчас можно только просить признать банкротом). Подать такое заявление смогут кредиторы, сам должник, уполномоченные органы и работники компании.

Кроме того, в настоящее время ведется работа по подготовке к внесению проекта федерального закона, направленного на совершенствование процедуры электронных торгов при реализации имущества должника. Отмечалось, что указанные меры не позволят урегулировать проблемные области в сфере регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве, поскольку также имеют точечный характер и направлены на внесение изменений в регулирование отдельных институтов.

Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
констатировал, что многие предприятия, в том числе и стратегические, находятся в сложном финансовом положении из‑за кредиторской задолженности. Поэтому, как заявил А.Аксаков, «необходимо существенно поменять законодательство о банкротстве», причем так, чтобы неэффективные собственники не имели возможности влиять на дальнейшую судьбу предприятий, решения должны принимать синдикаты кредиторов и конкурсные управляющие.

Представляющие интересы государства чиновники федеральных министерств и ведомств выражали заинтересованность в том, чтобы бизнес, с одной стороны, начал платить долги, а, с другой – чтобы предприятия работали. В настоящее время, по статистике, 70% процедур банкротства для должников ничем не заканчиваются, и 50% долгов списываются, что свидетельствует о «продолжниковской» направленности действующего законодательства.

Чтобы нивелировать недостатки, по их убеждению, необходимо снизить влияние аффилированных кредиторов на процедуру оздоровления, а также юридически ужесточить и контрольные процедуры, и процесс назначения арбитражных управляющих, отдавая приоритет тем управленцам, которые уже доказали свою экономическую эффективность.

Представители саморегулируемых организаций арбитражных управляющих говорили, что начинать нужно с вузовского образования и профессиональных стандартов. Установившиеся 15 лет требования должны изменяться с учетом требований законодательства и самого времени, вплоть до системного пересмотра материального вознаграждения конкурсных управляющих и надзора за их деятельностью.

Представитель Роструда России Роман Страхов привел статистику по обеспечению заложенности по заработной плате, которая составляет на 1 октября более 3 млрд рублей. По его словам, в настоящее время в ведомстве проходят согласовательные процедуры по ряду поправок в действующее законодательство. изменения направлены на обеспечение защиты прав всех работников,при этом рассматривается и приоритет по выплате заработной платы не имеющим отношения к управлению предприятием работникам.

Депутат-член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Михаил Бугера Бугера Михаил Евгеньевич Бугера
Михаил Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, говоря о правительственном законопроекте, провел параллель с геоцентрической системой Птолемея, подчеркнул, что «государство не должно быть сторонним наблюдателем, а могло бы взять на себя подготовку и профессиональных арбитражных управляющих, и контроль за эффективностью их деятельности».

Другой член Комитета Андрей Андрейченко Андрейченко Андрей Валерьевич Андрейченко
Андрей Валерьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
обратил внимание на принцип равенства кредиторов при процедурах банкротства и неравные сроки для погашения долгов, что государство и частное лицо не равны. Долги по зарплате нуждаются в приоритетном оздоровлении, например на территории «лидера» среди таких должников Приморского края. Кроме того, нужно решить вопрос и с «закредитованностью физлиц», считает депутат.

Представители научного сообщества указывали, что не смотря ни на что России нужно идти своим путем, а не бездумно переносить зарубежный опыт на российскую почву, а также выдвигали ряд предложений, в частности, по исключению аффилированных лиц из процедур по назначению арбитражного управляющего, по расширению полномочий менеджеров и участников в процессе, по дифференциации работников на менеджеров и работников, по разделению специализации арбитражных и антикризисных управляющих, по срокам установления требований для юридических и физических лиц.

Кроме того, в ходе дискуссии поднимался вопрос определения критериев «добросовестности» и правил определения профессиональной деятельности, устанавливаемых профильным законодательством и самими отраслевыми сообществами. Важным элементом реабилитационной процедуры, на взгляд экспертов, являются договорные процедуры, поэтому в законе предлагалось снизить нагрузку на судей, исключив судебный порядок установления требований.

Большинство участников признавало, что без определения интересов общества и целей государства, без формулирования государственной политики и критериев эффективности работы арбитражных управляющих, установления принципа открытости процедур банкротства и сокращения сроков проведения публичных торгов невозможно будет качественно изменить ситуацию и оздоровить экономику.