Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о Фонде дольщиков

19 июля на дневном пленарном заседании № 139186–7 «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят в 1 чтении 14.06.17 г. с названием «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Данный законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 февраля 2017 года и предусматривает новый законодательный механизм обеспечения исполнения обязательств застройщиков по договору участия в долевом строительстве, который предполагает использование государственного компенсационного фонда долевого строительства, формируемого на основе обязательных отчислений застройщиков, в качестве единственного способа обеспечения их обязательств.

При подготовке законопроекта ко второму чтению Комитетом по природным ресурсам собственности и земельным отношениям был организован и проведен ряд парламентских мероприятий, в том числе с участием представителей «обманутых дольщиков». Также по инициативе Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
была создана рабочая группа, возглавляемая заместителем Председателя Госдумы Владимиром ВасильевымВасильев. В ходе работы были учтены точки зрения на решение проблемы всех участников мероприятий, среди которых — руководители профильных комитетов Госдумы, главы фракций, другие депутаты, представители Правительства, застройщики, а также сами граждане, инвестировавшие свои средства в строительство жилья.

Владимир АбдуалиевичФракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

«Государственный компенсационный фонд будет способствовать созданию надежного рынка долевого строительства жилья, который необходим нашим гражданам. С принятием законопроекта мы обеспечим гарантии будущим дольщикам, желающим вложить свои средства в строительство многоквартирных домов для приобретения доступного жилья своим семьям», — заявил Председатель Комитета Николай Николаев Николаев Николай Петрович Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

По итогам проделанной работы Правительством РФ были разработаны и внесены в Госдуму поправки к законопроекту, которые учитывают большинство замечаний и предложений по его доработке, отмеченных в заключениях профильных комитетов, постановлении Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении, а также рекомендациях, подготовленных по итогам парламентских слушаний.

Правительство РФ признало целесообразным изменить организационно-правовую форму юридического лица, учреждаемого для управления компенсационным фондом. Согласно поправкам, средствами компенсационного фонда будет управлять публично-правовая компания, деятельность которой подробно урегулирована соответствующим федеральным законом. Соответственно, в отношении создаваемой компании будут применяться уже законодательно установленные требования к раскрытию информации о ее деятельности и порядку проверки такой деятельности. Законопроектом предусмотрено включение в состав наблюдательного совета публично-правовой компании двух представителей Федерального Собрания РФ, по одному от каждой палаты, а также включение норм об осуществлении государственного контроля за деятельностью фонда со стороны Счетной палаты РФ.

Преобразование фонда в публично-правовую компанию позволило распространить на нее требования законодательства о закупках и, как следствие, решить вопрос с обеспечением контроля за расходованием средств на ведение ее деятельности.

· Законопроектом устанавливается также исчерпывающий перечень активов, в которые могут инвестироваться временно свободные средства компенсационного фонда.

· Другим важным результатом работы над законопроектом стало установление прозрачного механизма определения размера обязательных отчислений застройщиков в компенсационный фонд. «Изначально законопроектом был зафиксирован размер обязательных отчислений в фонд только на период начального этапа его работы. При этом существовала возможность ежегодного изменения его базовой ставки по предложению совета Фонда. Все это вызывало справедливые опасения участников рынка и могло больно ударить по гражданам, на плечи которых был бы переложен рост этих отчислений, — говорит Николаев.

В представленной редакции устанавливается фиксированный размер взносов в компенсационный фонд на уровне 1,2 процента от согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве. При этом величина взноса может изменяться только по результатам актуарного оценивания деятельности Фонда не чаще одного раза в год и только посредством принятия Государственной Думой соответствующего закона.

· Еще одной важной новацией законопроекта является включение в него норм о конкурсном отборе застройщика, претендующего на получение средств компенсационного фонда для достройки проблемных объектов, а также контроле за использованием предоставленных средств.

· При подготовке ко второму чтению из законопроекта были исключены нормы о внесудебном порядке приостановления деятельности застройщика по привлечению средств участников долевого строительства, наделявший контролирующие органы неограниченным административным влиянием на бизнес.

· Наряду с этим в законопроект включена важная норма о создании единой информационной системы жилищного строительства, в которой в открытом доступе будет отображаться информация обо всех не введенных в эксплуатацию объектах долевого строительства. ««Мы нашим решением создаем уникальный информационный ресурс, раскрывающий полную картину о состоянии строительства многоквартирных домов», — считает Николаев. — Застройщики будут обязаны размещать в ней сведения о своей деятельности, включая проектную декларацию, проекты договоров участия в долевом строительстве, а также фотографии строящихся объектов. Органы государственной власти разместят в этой системе информацию о должностных лицах, осуществляющих контроль за деятельностью застройщика, о выданных ими заключениях о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям, о проведенных проверках и предписаниях, а также о вступивших в силу постановлениях о привлечении застройщика и его должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о долевом строительстве».

· Помимо этого, для эффективной защиты участников долевого строительства законопроектом вводится новый механизм регулирования деятельности застройщиков, кардинальным образом повышающий прозрачность строительного бизнеса, а также ограничивающий риски и потери при банкротстве застройщика. Он предполагает следующие особенности:

1) обособление жилищного строительства от иных видов деятельности с наложением на застройщика ограничений на совершение иных видов операций, не связанных с реализацией проекта строительства жилья;

2) установление принципа «одна компания – одно разрешение на строительство», позволяющего предотвратить эффект «домино»;

3) ужесточение финансовых требований к застройщику посредством установления требования об обязанности застройщика поддерживать на протяжении всего срока строительства достаточность собственных средств в размере 10% от планируемой стоимости проекта, а также об обеспечении минимального остатка денежных средств на счете в уполномоченном банке в размере 10% от проектной стоимости на дату получения застройщиком разрешения привлекать средства участников долевого строительства;

4) введение обязательного банковского сопровождения деятельности застройщика — застройщик должен будет в обязательном порядке открыть в уполномоченном банке счет, причем только один, через который будут осуществляться все расчеты по ведению строительства.

· Помимо изменения бизнес-модели, используемой в долевом строительстве, предлагается ужесточить требования к органам управления застройщика и его участникам. Предлагается, в частности, запретить вхождение в состав органов управления застройщика лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, а также лиц, деятельность которых прямо или косвенно стала причиной банкротства юридического лица.

· Для повышения эффективности и оперативности решения проблем участников долевого строительства в случае банкротства застройщика предлагается усовершенствовать порядок банкротства застройщиков.

«Этим законопроектом мы устраним первоисточник проблемы «обманутых дольщиков» — отсутствие открытости рынка долевого строительства, а также контроля за исполнением застройщиками своих обязательств. Предлагаемый механизм, кардинальным образом повышает прозрачность строительного бизнеса, ограничивает риски граждан и потери при банкротстве застройщика, что обеспечивает значительные гарантии дольщикам, вложившим свои средства в строительство жилых домов», — заявил Николай Николаев Николаев Николай Петрович Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Законопроект принят во втором чтении, «за» — 349. Третье чтение рекомендовано на 20 июля.