Депутаты предлагают ужесточить ответственность за хищение денежных средств с банковских счетов клиентов

Депутаты Государственной Думы выступили с инициативами об ужесточении ответственности за хищение денежных средств с банковских счетов клиентов.

Первый законопроект № 186266–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)» разработан Анатолием Аксаковым Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
, Игорем Дивинским Дивинский Игорь Борисович Дивинский
Игорь Борисович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0211 (Восточный – г.Санкт-Петербург)
и Михаилом Емельяновым Емельянов Михаил Васильевич Емельянов
Михаил Васильевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0150 (Нижнедонской – Ростовская область)
.

В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают на расширение применения информационных технологий в финансовом секторе, способствующее как развитию электронных услуг для клиентов, так и росту хакерских атак и методов социальной инженерии. В результате их применения владелец счета либо сам переводит свои средства на счет преступников, либо передает конфиденциальную информацию для доступа к счету.

По данным Банка России, количество несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в 2014 году составляло 4 890, а в 2015 году — 32 578, то есть в 6,7 раза больше. В этот период отмечалось и трехкратное увеличение объема таких операций с 1 639,4 до 5 126,5 млн рублей.

В связи с этим законопроектом увеличивается уголовная ответственность за хищение чужого имущества с банковского счета, а равно электронных денежных средств, совершенное с использованием поддельного или принадлежащего другому лицу электронного средства платежа, в том числе кредитной, расчетной или иной платежной карты, путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации. Предусмотренная действующим законом санкция («до четырех месяцев ареста») увеличивается до «лишения свободы сроком до трех лет».

Кроме того, производится корректировка в сторону снижения пороговых сумм крупного и особо крупного размеров ущерба для статей 1593 и 1596 УК (250 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно).

Другая законодательная инициатива депутатов А.Аксакова и М.Емельянова, № 188476–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)», дает право операторам приостанавливать денежные переводы при выявлении признаков мошенничества.

По законопроекту, обязательные признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента будут устанавливаться Банком России, операторы вправе устанавливать свои дополнительные признаки.

При наличии обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента оператор денежных средств обязан приостановить исполнение соответствующего распоряжения, а также приостановить использование электронного средства платежа, с помощью которого были осуществлены подозрительные операции.

Документом определяется порядок действий операторов по возврату денежных средств законному владельцу и порядок возврата при доказанности факта об осуществлении перевода без согласия клиента. Предлагается внести изменения в законы о национальной платежной системе, о банках и банковской деятельности, о Центральном банке, а также в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Законопроект устанавливает обязанность клиентов уведомлять операторов о фактах несанкционированного доступа третьих лиц к электронным средствам платежа. Также за плательщиком или оператором по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, закрепляется право обратиться в арбитражный суд для установления факта несанкционированного перевода.

Депутаты считают, что реализация законов может стать первым шагом на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке.