На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона № 157752–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Разработанный депутатом Анатолием Аксаковым
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
и членом Совета Федерации Николаем Журавлевым законопроект направлен на обеспечение безопасности использования механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации — физического лица с использованием его биометрических персональных данных, а также сведений о нем, содержащихся в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Благодаря этому механизму кредитные организации могут открывать счета (вклады) без личного присутствия физлица с использованием сети Интернет.
Действующий закон предлагается дополнить рядом положений, предусматривающих право клиента на проведение кредитной организацией с его согласия сбора и обработки персональных данных, включая биометрические, для последующей удаленной идентификации при оказании банковских услуг без личного присутствия, включая заключение договора банковского счета.
Предлагается обязать кредитные организации проводить сбор и передачу в ЕСИА следующих сведений клиента: фамилия, имя, а также отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты удостоверяющего личность документа, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в России, адрес места жительства (регистрации) или пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, номер абонента подвижной радиотелефонной связи. Кроме того, определяются условия, при которых удаленная идентификация клиента признается осуществленной.
Перечень кредитных организаций, проводящих сбор и передачу персональных данных клиента, и требования к таким организациям, согласно законопроекту, устанавливается Центральным банком России. При этом ЦБ вправе установить критерии определения, а также перечень кредитных организаций, которые не могут открывать такие вклады.
Систему удаленной идентификации клиентов авторы законопроекта предлагают «выстроить на основе обработки и использования биометрических персональных данных, поскольку такая идентификация имеет наивысшую степень надежности в цифровом пространстве, а ее применение в банковском секторе стало мировым трендом».
Для обеспечения безопасности персональных данных законопроектом предусматривается создание системы на государственном уровне в соответствии с требованиями, установленными Правительством по согласованию с Банком России, а также Министерством связи и массовых коммуникаций также по согласованию с Банком России. При этом одним из центральных звеньев системы удаленной идентификации будет являться государственная информационная система — ЕСИА.
Актуальность предлагаемых изменений авторы законопроекта аргументируют: «мировым трендом на сокращение количества очных посещений клиентами отделений банков и переводом максимального количества услуг кредитных организаций в цифровую среду», а также высказывают целый ряд аргументов, включая обеспечение банковскими услугами труднодоступные регионы и людей с ограниченными возможностями.
Реализация положений законопроекта потребует проведения кредитными организациями технических мероприятий по обеспечению сбора и обработки персональных данных физлиц, поэтому предусматривается специальный срок вступления в силу федерального закона — 180 дней после официального опубликования.