Состоялось заседании Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

13 апреля 2017 года на заседании Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям депутатами принято решение рекомендовать Госдуме рассмотреть в первом чтении проект Федерального закона № 90991–7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров».

В заседании приняли участи депутаты Комитета и приглашенные представители органов власти федерального и регионального значения, а также депутаты других профильных комитетов Госдумы.

Законопроектом предлагается внести изменения в целый ряд законодательных актов Российской Федерации, в частности, в Земельный, Градостроительный и Лесной кодексы Российской Федерации, Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие механизм устранения противоречий в сведениях государственных реестров относительно принадлежности земельных участков к землям лесного фонда или иной категории земель, пересечений границ земельных участков с участками лесного фонда.

В качестве концептуального решения данной проблемы законопроект предлагает установить приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что позволит сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами, права которых зарегистрированы в ЕГРН.

Также законопроект направлен на предоставление статуса населенных пунктов лесным поселкам, военным городкам в целях защиты конституционных прав граждан, в них проживающих (право на местное самоуправление, право на жилище, право на приобретение земли в частную собственность).

Актуальность проблемы, на решение которой направлен законопроект, подтверждается статистическими данными. Заместитель Министра, Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик подтвердил, что судебная практика говорит об острой необходимости правового урегулирования проблемы: суды в 50% встают на позицию органов лесного хозяйства, а в половине случаев они встают на позицию кадастровых инженеров. «Мы подошли к той черте, когда нужны кардинальные решения».

Помимо официальной статистики депутаты при принятии решения руководствовались собственным опытом. Председатель Комитета Николай Николаев Николаев Николай Петрович Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
рассказал о масштабной работе, которая была проделана депутатами для получения объективной информации о состоянии дел в связи с предметом Законопроекта. После внесения Правительством законопроекта в Госдуму 31.01.2017 Комитет обратился ко всем парламентариям с предложением совместно в рамках региональных недель включиться в работу по опросу населения для изучения и анализа мнений граждан, а также представителей юридических лиц, оказавшихся пострадавшими от несоответствия сведений в государственных реестрах. Сведения собирались путем опросов населения, организации встреч с избирателями в регионах, получения обращений по почте и на информационный портал леснаяамнистия.рф, а также в ходе проведённых в Госдуме парламентских слушаний и круглого стола. При этом, по словам Н.Николаева, остается острая необходимость проведения дополнительных публичных слушаний для доработки Законопроекта в дальнейшем.

В ходе выступлений большинством участников было высказано мнение о необходимости безотлагательного рассмотрения законопроекта в первом чтении. Комитет поддержал концепцию законопроекта, однако, отметил наличие замечаний, которые целесообразно учесть при его доработке ко второму чтению.

Н.Николаев представил Заключение комитета, в котором отмечена плюсы и минусы Законопроекта на сегодняшней стадии его разработки. Он отметил, что надо говорить о безусловном участии Рослесхоза при принятии решений, а также о необходимости «более четко определить некоторые вопросы, связанные с лесными игроками. Нужно оставить право государства и общественности оспаривать законность или незаконность приобретения земельных участков».

Помимо этого, в целях защиты от злоупотреблений, связанных с возможным самовольным захватом лесных земель, а также природоохранной функции лесов Комитет предложил установить период, на который распространяется «лесная амнистия», то есть «период отсечения», до 1 января 2016 года. При этом возникшее после 1 января 2016 года пересечение должны устраняться только в судебном порядке.

Н.Николаев отдельно подчеркнул важность роли общественников в дальнейшей работе над законопроектом. Он призвал активистов ОНФ контролировать недопущение незаконных проявлений в правоприменительные практики. «Лидер ОНФ, Президент РФ В.В. Путин не раз говорил о том, что абсолютным приоритетом для нас должен быть человек. И если мы говорим о добросовестных приобретателях земли, то эти люди не должны страдать от ошибок чиновника», — заявил депутат.

Одновременно Комитет считает целесообразным амнистировать пересечения, возникшие до 1 января 2008 года. При этом споры о пересечении, возникшем в период с 1 января 2008 года по 1 января 2016 года должны разрешаться в судебном порядке за исключением следующих социально-значимых случаев: земельные участки, на которых размещены линейные сооружения; земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов; земельных участков, с видами разрешенного использования для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

При доработке законопроекта Комитет также рекомендует реализовать принцип режима наиболее строгой охраны. Для этого вне зависимости от времени возникновения пересечения земельный участок подлежит отнесению: к землям особо ООПТ при пересечении земель лесного фонда с землями ООПТ; к землям водного фонда при пересечении земель лесного фонда с землями водного фонда; к землям объектов историко-культурного наследия при пересечении земель лесного фонда с землями историко-культурного наследия; к землям лесного фонда при пересечении земель лесного фонда с землями запаса.

В целях восполнения лесного фонда Комитет видит необходимым предусмотреть разработку компенсационного механизма для государства. «При том курсе, который взяло Министерство природных ресурсов в части лесного хозяйства на открытость информации, мы получим возможность следить за сохранением баланса», — считает Н.Николаев. Он поблагодарил всех за непростое, но важное решение: «Решение, которое мы сегодня принимаем, очень ждут. Мы должны понимать, что этим законопроектом мы должны исправить те ошибки, которые, в том числе, копились десятилетиями: когда мы переходили на новую систему учета земель, на новые технологии учета земель. Но мы обязаны предусмотреть ко второму чтению все те механизмы, которые дают возможность государству и общественности отстаивать интересы государства. Мы должны доработать законопроект, чтобы он соблюдал и интересы людей, и не давал расхищать государственное имущество. Это наша непростая работа. Но каждого из нас избрали люди именно для того, чтобы мы делали эту работу», — завершил Николай Николаев Николаев Николай Петрович Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.