В Госдуме обсудили проблемы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
/ 10
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов провел «круглый стол» на тему: «О проблемах обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».
В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители органов исполнительной власти, представители общественных организаций инвалидов, руководители предприятий, производящих средства технической реабилитации.
Открывая «круглый стол», председатель Комитета Ярослав Нилов
Нилов
Ярослав Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, заметил, что в регионах часто жалуются на качество средств техреабилитации и на действие закона о контрактной системе в сфере госзакупок, по которому аукционы выигрывает поставщик, предложивший самую низкую цену. «Потом коляски ломаются, костыли летят, памперсы привозят некачественные», — констатировал Я.Нилов, добавив, что поправки в закон о госзакупках, «видимо, неизбежны».
По словам заместителя председателя Комитета Михаила Терентьева
Терентьев
Михаил Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, в последние годы обеспечение инвалидов ТСР финансируется стабильно. Второй год подряд средства выделяются в полном объеме. Но механизм конкурсных процедур не эффективен. Средства реабилитации нередко закупаются без учета индивидуальных особенностей и потребностей инвалидов. С момента определения потребности в том или ином изделии до момента его выдачи проходит от двух месяцев до девяти, а иногда и больше, особенно если бюро медико-социальной экспертизы с первого раза четко не определяет параметры того или иного пациента.
В конкурсных процедурах, заметил М.Терентьев, главным критерием является цена, и только потом — качество. Но в разных регионах цены на один и тот же вид изделий существенно различаются. Нередко товары, приобретенные по конкурсным процедурам, оказываются дороже, чем в розничной сети. Многие «не доживают» до окончания срока эксплуатации. «Все это приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств», — резюмировал депутат.
Выходом, полагает он, мог бы стать целевой сертификат на реабилитационную услугу. С таким документом человек сможет напрямую обращаться к поставщикам. Тогда и рынок средств реабилитации начнет развиваться. Но для того чтобы система заработала, профессиональный уровень комиссий МСЭ должен вырасти на порядок. Поэтому сначала механизм целевых сертификатов можно распространить на простые типовые изделия, не требующие индивидуального подхода. При этом, уверен М.Терентьев, не стоит отказываться и от закупок у единственного производителя. «Этот государственный механизм находится под контролем государства и общественности с точки зрения качества и цены», — пояснил он.
Директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Анна Гусенкова сообщила, что законопроект о целевых сертификатах уже разрабатывается. Однако такой сертификат, полагает она, должен стать не основным, а дополнительным механизмом обеспечения инвалидов техсредствами. «Отказываться от выдачи средств в натуральном виде или компенсации их стоимости мы не собираемся», — заверила она.
Что же касается положений о совершенствовании конкурсных процедур, то пока такие инициативы, по словам представителя Минтруда, встречают жесткое сопротивление коллег из Минфина и Минэкономразвития.
Заместитель председателя Фонда социального страхования Алексей Кошелев сообщил, что по федеральному списку для инвалидов закупается 514 наименований различных изделий. Это, в частности, кресла-коляски, протезы, трости, слуховые аппараты, противопролежневые матрацы, абсорбирующее белье и подгузники. Большинство закупок проводится через аукционы, где определяющим критерием является цена. «Отсюда все истории с демпингом, фирмами-однодневками и массой жалоб в ФАС», — полагает А.Кошелев. Проблем добавляет и длительность конкурсных процедур. Минимальный срок проведения закупки составляет 41 день.
При этом действующий закон о контрактной системе не может отсечь недобросовестных поставщиков техсредств, заметила заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Татьяна Ларионова.
По мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
, многих проблем удастся избежать, если привлекать к составлению техзаданий, отбору поставщиков и приемке товара общественные организации инвалидов. Кроме того, на конкурс обязательно следует представлять образцы продукции.
Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко, со своей стороны, предложил законодательно определить предельный срок ожидания инвалидом положенного ему техсредства. А первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев
Коломейцев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
предположил, что для социальной сферы потребуется особый порядок госзакупок.