Вопросы кадровой модернизации в сфере комплексного устойчивого управления отходами обсудили в Госдуме
/ 7
В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Партнерство государства, бизнеса и науки как решающий фактор кадровой модернизации российской экономики в сфере комплексного устойчивого управления отходами», организованный совместно Комитетом по вопросам собственности и Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Открывая дискуссию, председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
заметил, что в решении обсуждаемых задач особую роль призваны играть инструменты частно-государственного партнерства, при этом взаимодействие не должно ограничиваться органами власти и бизнесом, необходимо участие инвесторов и особенно – науки и образования, что демонстрирует успешный опыт европейских стран, в частности — Германии. Кооперация образования и научных исследований с последующей адаптацией их к реальной экономике внедрением в производство может стать устойчивым драйвером инновационного развития экономики. В таких условиях, — отметил С.Гаврилов, — повышение качества профессионально образования в сфере «зеленой экономики» и экологического менеджмента становится одной из важнейших задач, так как в настоящее время выпускники, даже будучи хорошими специалистами в узкой сфере, не понимают системы в целом, слабо знают законодательство. Также необходимо повышение заинтересованности бизнеса в развитии и применении современных экологобезопасных технологий, поддержка науки, конкуренция исследовательских институтов за участие в крупных проектах.
Йохен Эббинг, научный сотрудник Института рециклинга отходов (г. Изерлон, Германия) рассказал о практике внедрения наилучших доступных технологий управления отходами в Европе, основанной на принятой в 2011 году Директиве 2010/75/ЕС о промышленных выбросах. Европейское бюро комплексного предотвращения и контроля загрязнений ведет постоянный мониторинг существующих техник и технологий, результаты которого поступают в центральный офис в городе Севилье, где обрабатываются экспертами («севильский процесс»). Результатом этого анализа становятся отраслевые справочники, которые содержат информацию по типам отходов, производимых конкретными отраслями промышленности, а также о наилучших доступных технологиях, применяемых в конкретных отраслях, с целью уменьшения объема и опасности производимых отходов. Эта технология работы с информацией, обратил внимание Й.Эббинг, недавно начала внедряться и в России.
Профессор Департамента переработки отходов Университета агрокультур (г.Вена, Австрия) Стефан Салхофер представил распространенные в Европе инструменты стимулирования отходоперерабатыающей отрасли. В зависимости от степени участия государства их можно разделить на четыре группы: информационные (улучшение репутации предприятия через информирование потребителя), кооперативные (добровольное принятие на себя предприятиями тех или иных обязательств, нередко – в опережение принятия нормативных документов), экономические (экологические налоги, сборы, дотации), регулирующие (принимаемые государством нормативные акты, государственный контроль). По мнению С.Салхофера, при внедрении подобных мер в России, сначала большую роль будут играть регулирующие инструменты, при этом необходимо переобучение и повышение квалификации как для работников предприятий, так и для экспертов, а также меры консалтинговой поддержки.
Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и экологии Михаил Слипенчук
Слипенчук
Михаил Викторович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
обратил внимание на то, что за рубежом предприятия по переработке отходов часто относятся к инфраструктуре и получают соответствующую поддержку от государства, в том числе – финансовую. По мнению депутата, государственная заинтересованность здесь один из ключевых факторов не только с точки зрения финансов, но и как законодателя.
Первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и экологии Иван Никитчук
Никитчук
Иван Игнатьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
рассказал о законодательной работе Комитета в течение созыва. По словам депутата, за четыре с половиной года было рассмотрено более 450 законопроектов по различным направлениям охраны окружающей среды, из них 45 подписаны Президентом и вступили в силу. Как особенно важные И.Никитчук отметил законы № 219-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в базовый закон была введена статья о наилучших доступных технологиях и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Также депутат обратил внимание на важность обучения кадров, так как современная работа с отходами требует подготовки в самых разных областях знания.
В дальнейшей дискуссии представители образовательных учреждений рассказали об осуществляемых программах подготовки и переподготовки специалистов в области управления отходами, в том числе – с применением дистанционных технологий. При этом эксперты обращали внимание на то, несмотря на высокую востребованность такого знания, по ряду специальностей нет программ, нет образовательных стандартов. Более того, в действующем законодательстве нет ясного указания на то, кто отвечает за подготовку таких специалистов. Кроме этого, из‑за неопределенности правового статуса ряда документов Министерства образования, все эти курсы и программы могут оказаться нелегитимными. Также участники обсуждения высказывались за то, чтобы экологическое знание стало частью воспитания с детства, частью общей культуры, отмечая, что в настоящее время многие представители как госуправления, так и бизнеса просто не представляют опасности неверных с точки зрения экологии решений. Что касается академических исследований в этой области, было отмечено, что диссертационные работы по этой теме есть, и хотя их немного в общем количестве, авторы делают интересные предложения, однако в производство внедряются единицы.
Неоднократно отмечалось, что для создания современной отходоперерабатывающей отрасли необходимо объединение усилий управления, бизнеса, науки и образования, интеграция России в мировые процессы и тенденции, адаптация для нашей страны успешного зарубежного опыта. Высказывались замечания о важности учета особенностей территорий при разработке технологий управления отходами, а также о налаживании взаимодействия с органами муниципального управления.
Представители регионов делились опытом по организации сбора и переработки отходов на своих территориях, демонстрируя, что переработка отходов может стать серьезным источником энергии, вырабатывать иные востребованные продукты. В этом обсуждении прозвучало предложение рассматривать отходы не как мусор, а как неиспользуемые ресурсы не только экологи, но и экономики.
На основании высказанных замечаний и предложений комитеты-организаторы подготовят Рекомендации, которые будут разосланы во все заинтересованные структуры.