С.Нарышкин провел заседание Совета по инвестициям, посвященное развитию малого и среднего бизнеса

1 из 11
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседание Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

/ 11

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
провел заседание Совета по инвестициям, ключевыми темами которого стали инвестирование в предприятия малого и среднего бизнеса и доступ к финансам.

«Нехватка финансовых ресурсов для развития не столько причина, сколько следствие накопившихся здесь проблем, — отметил С.Нарышкин. — И один из существенных барьеров – это сами условия кредитования, которые не должны превращаться в долговую петлю».

Председатель Госдумы напомнил, что в апреле 2015 года Президент провел заседание Госсовета по вопросам малого и среднего бизнеса и дал по итогам перечень поручений, некоторые из которых уже нашли отражение в законодательстве.

Среди важных организационных решений С.Нарышкин назвал создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, он с сожалением констатировал, что из двадцати одного поручения Президента исполнены только пять, то есть менее четверти. Поставленные сроки по ряду позиций тоже нарушены.

«Перечень поручений носит комплексный характер, а значит, существует угроза разбалансировки всего процесса, в том числе в части реализации уже принятых поправок в законодательство, — заметил С.Нарышкин. — Они довольно существенные, ведь скорректированы сами критерии принадлежности к субъектам малого и среднего бизнеса. Будет правильным компенсировать отставание в течение срока полномочий нынешнего, шестого созыва Госдумы. И сделать это нужно в тесном контакте с органами исполнительной власти и институтами развития».

Кроме того, по словам С.Нарышкина, крайне важно поддерживать постоянную обратную связь, в том числе с помощью юридического мониторинга.

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Максим Паршин представил участникам заседания проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Стратегия опирается на четыре основных принципа: «не мешать», «помогать», «вовлекать» и «создавать».

Представитель Министерства сообщил, что малый и средний бизнес в России — это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов: около 2 млн. юридических лиц и 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей. «Это 18 млн. рабочих мест, четверть ВВП России», — отметил он.

В соответствии с первым и главным принципом «не мешать» введен мораторий на проведение плановых проверок, идет «донастройка» подходов к внеплановым инспекциям. Сформирован перечень из 19 первоочередных законопроектов, направленных на совершенствование регулирования в сфере малого и среднего бизнеса. Ожидается, что все они будут приняты в весеннюю сессию. В их числе проекты о совершенствовании специальных режимов налогообложения.

Реализация принципа «помогать» предусматривает субсидии регионам на поддержку малого и среднего предпринимательства. По словам М.Паршина, каждый вложенный рубль федерального бюджета дает 7 рублей дополнительных налоговых доходов или 22 рубля прироста ВВП.

Летом появятся бизнес-навигатор для предпринимателей и реестр малого и среднего бизнеса. Это повысит доступ к госзаказам и господдержке, пообещал М.Паршин.

Стратегия включает также меры по выводу из тени и вовлечению в легальное предпринимательство самозанятого населения.

В целом к 2030 году планируется в два с половиной раза увеличить обороты и вдвое повысить производительность труда в сфере малого и среднего бизнеса. Доля обрабатывающей промышленности в указанной сфере должна вырасти на 20%, доля занятых — до 20–30%, а вклад малых предприятий в ВВП — до 40%.

Гендиректор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман сосредоточился на теме участия субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфрастуктурных монополий, госкомпаний и акционерных обществ, где контрольный пакет акций принадлежит государству. Потенциал такого участия он оценил в 213 млрд. рублей. Еженедельный прирост составляет 9 млрд. рублей, и к концу года планируется выйти на 1 трлн. рублей.

На практике во втором полугодии 2015 года у субъектов малого и среднего предпринимательства закуплено продукции и услуг на 62 млрд. рублей, а за два месяца текущего года — 64 млн. рублей. Если тенденция сохранится, объем закупок до конца года достигнет 0,5 млрд. рублей.

Разрыв между потенциальными и фактическими цифрами А.Браверман объяснил тем, что на деле предложение не всегда соответствуют требованиям по качеству товара и срокам поставки.

Он также рассказал о программе поддержки малого и среднего бизнеса, в соответствии с которой Центробанк фондирует банки под 6,5%, ограничивая их маржу 3 процентами для средних компаний и 4 процентами для малого бизнеса, 0,5% берется за поручительство. На выходе ставка кредита не превышает 11%, а общий лимит средств составляет 75 млрд. рублей.

Заместитель министра финансов Илья Трунин сообщил, что со следующего года порог годовой выручки, дающий право применять упрощенную систему налогообложения, увеличится до 120 млн. рублей.

Он предложил продлить до 2020 года срок действия единого налога на вмененный доход и установить особенности госрегистрации самозанятых лиц как индивидуальных предпринимателей. В этом случае те, кто занимается уборкой, мелким ремонтом, репетиторством, получат возможность в упрощенном порядке встать на учет в налоговых органах и первые два года не платить никаких налогов. Другой вопрос, как платить страховые взносы. Ответа на него в Правительстве пока нет, признался И.Трунин.

В ходе обсуждения его участники высказали ряд критических замечаний в адрес проекта новой стратегии.

Президент Фонда развития инновационного центра «Сколково» Виктор Вексельберг призвал четче определить приоритеты и специализацию, установить квоты на поддержку определенных секторов и продукции, например, научно-технической.

Тему совершенствования механизмов господдержки малого и среднего бизнеса продолжил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов.

По его словам, проверка режимов субсидирования развития АПК на уровне субъектов Федерации обнаружила нарушения в 50 регионах. Это и непрозрачность системы отбора победителей, и откровенная дискриминация, и непубличная смена правил в рамках одного цикла выделения средств, отсутствие понятных основании для отказа в предоставлении мер господдержки и нецелевое использование средств.

В том, что государство должно определить приоритетные направления поддержки, уверен и вице-президент — начальник управления развития малого и среднего бизнеса Сбербанка Андрей Шаров. А для снижения процентной ставки по кредитам, на его взгляд, необходимо снизить затраты банка на администрирование процесса. Для этого надо стимулировать переход малого бизнеса на официальную отчетность и запретить банкам запрашивать у клиента документы, которые уже есть в распоряжении госорганов.

Генеральный директор Управляющей компании «Российский фонд прямых инвестиций» Кирилл Дмитриев полагает, что наряду с долговым финансированием необходимо развивать и такую форму, как вхождение в капитал. «У многих предприятий и без того высокая долговая нагрузка. Увеличение капитала было бы им полезно», — аргументировал он.

По словам уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, решения в сфере малого бизнеса часто носят косметический, половинчатый характер. Надзорные каникулы практически нигде не используются. Новой программе Правительства недостает системности.

Коснувшись вопроса о финансовых источниках для развития малого и среднего предпринимательства, Б.Титов посетовал на то, что действующая кредитно-денежная политика направлена на сдерживание и не стимулирует рост.

«Социально-экономичекая ситуация в стране непростая. Каждый месяц задержки впоследствии обернется более революционными решениями», — сказал он, призвав уже теперь перейти к решительным мерам, таким как полное освобождение от проверок и налогов.

Президент Общероссийской общественной организации по развитию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин уверен, что в России уже сформировался устойчивый средний и малый бизнес и главное теперь — не мешать его дальнейшему развитию.

Самая сложная ситуация, по его оценке, сложилась в сфере контроля и надзора. «Она больше всего раздражает и угнетает малый бизнес. Речь идет о серьезных суммах: средний размер штрафа 100 тысяч рублей, а число проверок только в прошлом году составило 2 млн. Из них 1 млн. 300 тысяч — внеплановые», — рассказал А.Калинин.

Необходимо совершенствовать и кадастровую оценку. В судах находится около 3 млн. исков о пересмотре кадастровой стоимости. «Каждый обходится бизнесу в сто тысяч рублей административных барьеров. Нам обещали ставку 0,3–0,5%, а на деле она составила 1,5 % , а где‑то доходит до двух. Это очень высокий и опасный налог», — предупредил эксперт, предложив установить налоговый вычет в пределах 300–500 квадратных метров.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин главным препятствием для развития бизнеса назвал непредсказуемость государственной политики. За ней следуют финансовые барьеры и только потом проблемы доступа к финансовым ресурсам и фискальная нагрузка.

А.Шохин возлагает большие надежды на то, что уже в весеннюю сессию будут приняты законопроекты, совершенствующие взаимодействие малого бизнеса и правоохранительных органов.

Председатель попечительского совета «Деловой России» Сергей Борисов не согласен с заложенными в стратегии целевыми показателями развития малого и среднего предпринимательства.

«В течение 15 лет планируется набирать по полпроцента. Значит, мы ставим крест на легализации. Двадцать миллионов человек нигде не числятся, но работают и составляют целые кластеры. Это значительный теневой сектор, который перекашивает конкурентное поле и мешает малому бизнесу встать на крыло. Если согласимся с такими цифрами, можем просто посмотреть на стратегию как на новогоднюю елку, на которую навешали много интересных огоньков, а когда закончился период обсуждения, елка погасла и все осталось по‑старому», — сказал он.

Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
обратил внимание участников дискуссии на то, что многие предложения антикризисного плана по поддержке малого и среднего бизнеса не содержат источника финансирования. Вместе с тем, он выразил надежду, что Правительство деньги найдет.

Подводя итоги обсуждения Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заметил, что отношение к малому и среднему бизнесу — это критерий социально-экономической политики и стремление помочь малому и среднему бизнесу есть практически у всех политических сил, что дает хорошие шансы для создания новых норм регулирования, которые помогут малому бизнесу занять достойное место в экономической жизни страны.