/ 11
Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин
Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
провел «открытую трибуну» на тему: «Российская экономика: уроки кризиса и приоритеты развития». В дискуссии приняли участие депутаты и эксперты — сторонники различных концепций экономического развития.
Ранее Председатель Госдумы поручил комитетам на экспертном уровне обсудить состояние экономики по отраслям и сформулировать свои предложения, чтобы к моменту выхода из кризиса российское законодательство было максимально готово поддержать будущий экономический рост.
Напомнив, что «открытая трибуна» была создана депутатами четыре с половиной года назад для поиска общих вариантов решения острых проблем государства и общества, С.Нарышкин подчеркнул: «Все эти годы именно парламент остается самым открытым для общества органом власти».
Председатель Госдумы предложил депутатам и экспертам вместе поразмышлять о новых тенденциях в отечественной и мировой экономике, обсудить, куда двигаться дальше и какое место должна занять экономика в общем глобальном развитии.
«На наших глазах продавливаются принципиально новые интеграционные проекты, способные оставить за бортом и МВФ, и ВТО, и иные привычные формы экономического взаимодействия, — заметил он. — А в Европе ширится общественный протест против тайных, закулисных переговоров по продвижению так называемого трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства. Невольно напрашиваются сравнения из прошлых веков, когда в публичном поле впервые появились серьезные критики сложившегося порядка, включая теоретиков и практиков борьбы с капитализмом. А вслед прошла целая волна революций в Европе».
В ходе дискуссии главный редактор журнала «Экперт», директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев указал на «драматический разрыв» между «политизированной» экономической повесткой и тем, что происходит «на земле». Разрыв этот, по словам эксперта, становится опасен.
Необходимо расширять дискуссию, вовлекать в нее успешных губернаторов, инженеров-организаторов, предпринимателей, демократические институты. Нужны трезвые, конкретные решения. Следует расширять и повестку дня, уходить от обсуждения того, как цена на нефть влияет на госбюджет и курс рубля. «Пора говорить о крупных и действительно важных для страны проектах», — призвал В.Фадеев.
По‑настоящему актуальной, по его словам, является тема размещения производительных сил. Между тем, компетентного органа, который бы занимался таким анализом, в России не существует. Достаточно злободневна, особенно для крупных городов, политика расселения. Для ее эффективной реализации необходимо развивать производительные силы на местах, заметил В.Фадеев, добавив, что фокус экономической политики должен быть направлен прежде всего в сторону компаний-экспортеров.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимость пересмотра экономической политики назрела, нужны новые системные решения.
Советник Президента Сергей Глазьев в переходный, посткризисный период главным выходом из сложившейся ситуации считает наращивание денежного предложения. По его наблюдениям, такого пути придерживаются все ведущие страны. С 2007 года объем мировых резервных валют увеличился почти втрое.
«Можно спорить о КПД такой политики, но факт остается фактом: для инженеров, предпринимателей, ученых, как на Западе, так и на Востоке, проблема, где достать денег, не существует. Были бы стоящие идеи и технологии, а ссуды и кредиты предоставляются практически под нулевые ставки», — сказал экономист.
В России картина противоположная. Низкий уровень монетизации экономики привел к инфляции издержек. «Центробанк, — пояснил С.Глазьев, — поднял процентные ставки, чем поверг экономику в кризисное состояние. Мы имеем резкое падение инвестиций, производства. После отправления рубля в свободное плавание денежные потоки переключились с производственного сектора в сектор финансовых спекуляций. Сегодня объем операций на Московской бирже составляет 100 трлн. рублей в квартал».
С.Глазьев видит в этом «явные признаки» манипуляции курсом рубля. «В экономике сложилась группа, которая является бенефициаром такой политики», — заключил советник Президента.
По его словам, для вывода страны из кризиса необходимо стабилизировать курс рубля, перейти к целевой кредитно-денежной политике, установив контроль за использованием средств, ввести стратегическое индикативное планирование и избирательные валютные ограничения в отношении спекулятивного капитала. В противном случае хаос в макроэкономике будет разрастаться.
Генеральный директор государственной корпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс полагает, что для перезапуска экономического роста в России и выхода на мировой уровень увеличения ВВП на 2,5–3% российский рынок ценных бумаг нужно продолжать развивать, наращивая IPO.
Поддерживая политику ЦБ по таргетированию инфляции, он в то же время призвал не впадать в идеологические рамки и «заново посмотреть на основополагающие принципы либеральной макроэкономической политики». Это в первую очередь касается эмиссии и снижения кредитных ставок. Еще 10–15 лет назад такие решения казались невозможными, но теперь по этому пути идут и в Европе, и в Японии.
Заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач также уверен, что без смягчения денежно-кредитной политики не обойтись. Подчеркнув, что перезапуск экономики — это вопрос национального суверенитета, эксперт в числе актуальных рисков назвал инвестиционный провал. По его оценке, к 2018 году инвестиционная ситуация может быть еще хуже, чем в 2008 году. И ключевой проблемой является низкий уровень доверия между властью и бизнесом.
«У нас много интересных и удачных проектов, но нет механизма, как превратить их в масштабные системные сдвиги. Из‑за этого научно-технологическое соревнование мы проигрываем, — констатировал А.Клепач. — При этом расходы на НИОКР как на государственном, так и на частном уровне, продолжают сокращаться. В этой сфере необходим серьезный перелом».
Еще одна проблема — беспрецедентное падение доходов населения. По оценке А.Клепача, в 2015 году реальная зарплата россиян снизилась на 10%.
«Если не изменить ситуацию, мы теряем важный источник роста и по сути проводим ревизию майских указов Президента, — заметил он. — А это вопрос социальной устойчивости. Люди готовы терпеть, если понимают, что их жертвы ведут к большей справедливости. Но если не удастся выработать общих ответов, мы вступим в полосу возможных серьезных рисков и возмущений».
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
альтернативой дополнительной денежной эмиссии считает перераспределение уже имеющихся денежных средств и контроль за их использованием.
Он, в частности, напомнил, что 50 млрд. бюджетных рублей, выделенных по просьбе «РусГидро» на срочное строительство новых электростанций, почти пять лет пролежали на депозитах компании и ничего так и не было построено. «И так можно говорить про большинство компаний», — заметил он.
По мнению председателя Совета директоров МДМ-Банка Олега Вьюгина, в трудные времена важно избегать легких решений, таких как, например, дополнительная эмиссия. Следует поддерживать макроэкономическую стабильность и искать прорывные направления. На смену импортозамещению должна прийти экспортная экспансия.
Управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании Sberbank CIB Евгений Гавриленков заметил, что отсутствие спроса рождает неопределенность, куда инвестировать.
Восстановлению спроса будет способствовать снижение ключевой ставки, уверен председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков
Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
. Он выразил надежду, что в ближайшее время такое решение будет принято.
Разговор о состоянии российской экономики будет продолжен в весеннюю сессию на парламентских слушаниях, посвященных бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политике.