Дневное пленарное заседание Госдумы 13 ноября

На дневном пленарном заседании председательствовали Александр Жуков Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Иван Мельников Мельников Иван Иванович Мельников
Иван Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.

Депутаты завершили начатое на утреннем пленарном заседании обсуждение законопроекта первого чтения № 911755–6 «О федеральном бюджете на 2016 год», заслушав содоклады председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова Макаров Андрей Михайлович Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
, рекомендовавших одобрить бюджет на 2016 год в первом чтении.

Андрей Макаров Макаров Андрей Михайлович Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что сегодня состоялось «первое выступление министра финансов с человеческим лицом», рекомендовал всем ознакомиться с заключением Комитета и всеми замечаниями ведущих научных институтов, размещенными в сети Интернет на сайте Госдумы.

Депутат напомнил основные параметры бюджета-2016 (доходы – 13,739 трлн рублей; расходы – 16,098 трлн рублей; дефицит – 2,360 трлн рублей) и выступил с критикой прогнозов и приказов Минэкономразвития, призвал всех «говорить правду», в первую очередь, о дополнительных доходах в рамках нестабильного прогноза, призвал придерживаться «абсолютно консервативной политики выполнения социальных обязательств», «особенно, когда будут предлагать увеличение расходов», в условиях рисков выхода на рынок иранской нефти, увеличения ставки ФРС США и реальной стоимости за нефть отечественной марки Urals.

А.Макаров, подчеркнул, что риск от непринятия бюджета приведет к критическим рискам. По его словам, все комитеты, кроме двух думских комитетов по Северу и по науке, рекомендуют законопроект принять.

Анатолий Аксаков Аксаков Анатолий Геннадьевич Аксаков
Анатолий Геннадьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 37 (Канашский – Чувашская Республика - Чувашия)
также рекомендовал законопроект в первом чтении принять, напомнив о параметре бюджета – цене на нефть в 50 долларов за баррель, подчеркнул, что прогноз цены представляется разумным и подтверждается ведущими мировыми экспертными институтами. Опасения профильного комитета вызывает то, что бюджет не является бюджетом развития, обратил внимание на Целевой прогноз, где «показатели в разы выше», чем представленные в проекте бюджета-2016, добавив, что «Правительству не хватило смелости взять его за основу».

Вопросы задали: Виктор Коломейцев Коломейцев Виктор Андреевич Коломейцев
Виктор Андреевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
(КПРФ) о 90 млрд рублей резервов, найденных Счетной палатой и не задействованных Правительством в данном проекте бюджета; Иван Абрамов Абрамов Иван Николаевич Абрамов
Иван Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0071 (Амурский – Амурская область)
(ЛДПР) о целесообразности при «закредитованности» бюджетов регионов замораживания выплаты по ним; Валерий Иванов Иванов Валерий Викторович Иванов
Валерий Викторович
Первый заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы
(ЕР) о рисках предлагаемого проектом бюджета источника покрытия дефицита бюджета из Резервного фонда; Дмитрий Ушаков Ушаков Дмитрий Владимирович Ушаков
Дмитрий Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) о перераспределении налоговой нагрузки на сырьевой сектор и богатые слои населения; Вера Ганзя Ганзя Вера Анатольевна Ганзя
Вера Анатольевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
(КПРФ) о целесообразности и аудите программы строительства школ в 3 трлн рублей на 10 лет, озвученной на последнем заседании Правительства; Алексей Диденко Диденко Алексей Николаевич Диденко
Алексей Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 181 (Томский – Томская область)
(ЛДПР) об очередной инициативе ЛДПР; Михаил Маркелов Маркелов Михаил Юрьевич Маркелов
Михаил Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ЕР) о противодействии выводу средств за рубеж; Виктор Шудегов Шудегов Виктор Евграфович Шудегов
Виктор Евграфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) об индексации стипендий на уровень инфляции; Василий Иконников Иконников Василий Николаевич Иконников
Василий Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
(КПРФ) о необходимости передачи части НДС субъектам Федерации и введения прогрессивной шкалы налога для физлиц; Максим Щепинов Щепинов Максим Александрович Щепинов
Максим Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
(ЛДПР) о целесообразности повышения пенсионного возраста для чиновников; Алёна Аршинова Аршинова Алёна Игоревна Аршинова
Алёна Игоревна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ЕР) о бюджетных кредитах для регионов; Дмитрий Горовцов Горовцов Дмитрий Евгеньевич Горовцов
Дмитрий Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) о «недопоступлении 2,5 млрд рублей из таможни».

От фракций выступили:

Геннадий Зюганов Зюганов Геннадий Андреевич Зюганов
Геннадий Андреевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(КПРФ) напомнил о предложениях КПРФ по формированию бюджета, возмутился «сугубо колониальным принципом формирования бюджета», назвал 10 причин «почему этот бюджет не годится», перечислив: проект бюджета антиконституционен по своей сути, не учитывает новых политических реалий, плодит бедность и безработицу, перечеркивает все указы Президента России, не соответствует 4 уровню технической революции по развитию науки и образования, вынуждает к сепаратизму регионы и многое другое. Фракция будет голосовать против.

Сергей Катасонов Катасонов Сергей Михайлович Катасонов
Сергей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
(ЛДПР) поддержал предложения Счетной палаты, а по проекту бюджета отметил, что никакие социальные обязательства не могут быть выполнены даже по «продуктовой инфляции в 40–50%, нет в этом бюджете и точек роста», выступил против концепции Правительства, когда 10% населения получают 90% доходов, а нагрузка снова распределяется на пенсионеров и бедные слои населения, предложил «разобраться со льготами» по инвестиционным проектам, ростом депозитов, резюмировал «что время таких бюджетов закончилось», предложив Минфину «сесть за один стол переговоров с Минэком», чтобы получить бюджет роста, «иначе нужно менять Правительство».

Владимир Васильев Васильев Владимир Абдуалиевич Васильев
Владимир Абдуалиевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 180 (Заволжский – Тверская область)
(ЕР) сказал, что «нынешний бюджет подготовлен сегодняшним Правительством, сегодняшними специалистами и экспертами», и рассказал о «работе летом» фракции в тесном контакте со специалистами из Правительства над подготовкой проекта бюджета. Резюмировал, что «история расставит все по своим местам»: готовясь к очередным выборам, фракция будет ответственно голосовать за бюджет.

Александр Тарнавский Тарнавский Александр Георгиевич Тарнавский
Александр Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) рассказал о подготовленном фракцией альтернативном бюджете, сделал акцент на том, что поступивший на 25 дней позже установленного срока в парламент бюджет не сбалансированный, по словам самих же членов Правительства. Партия считает, что бюджет наносит удар по социально незащищенным слоям населения, не закладывает меры по перестройке экономики на инновационный уровень и защищает интересы олигархического бизнеса.

В заключительном слове Антон Силуанов выразил надежду, что ко второму чтению удастся найти взаимопонимание, а Андрей Макаров Макаров Андрей Михайлович Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
призвал депутатов принять активное участие в подготовке бюджета ко второму чтению, срок предоставления поправок – понедельник 16 ноября.

Затем депутаты рассмотрели законопроекты № 911757–6 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год», № 911759–6 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» и № 911758–6 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год».

Председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов представил бюджет, сформированный по доходам в сумме 7 528,8 млрд рублей с ростом к утвержденному уровню 2015 года 5,4% или на 382,0 млрд. рублей и по расходам в сумме 7 703,9 млрд рублей с сокращением к утвержденному уровню 2015 года на 0,8% или на 65,9 млрд. рублей.

Особенности его формирования обусловлены положениями ряда проектов федеральных законов № 911767–6, № 911765–6, № 911761–6, № 911766–6, № 918468–6, нормами которых предусмотрено: проведение индексации страховых и социальных пенсий на 4% (экономия расходов на повышение страховых пенсий в 2016 году составит 438,92 млрд рублей, на индексацию социальных пенсий — 60,7 млрд рублей); выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам в 2016 году без учета их планируемой индексации; продление на 2016 год введенного Федеральным законом №351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» моратория по направлению страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы без изменения размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уменьшение трансферта на обязательное пенсионное страхование в 2016 году из федерального бюджета бюджету Фонда на 342,2 млрд рублей); перенос срока введения нормы Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания на 1 января 2019 года; увеличение пенсионного возраста для государственных служащих; проведение с 1 февраля 2016 года доиндексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, героям Советского Союза, России, соцтруда на 6,4%, исходя из прогнозного индекса роста цен за 2015 год 12,2% и произведенной в 2015 году индексации размеров ЕДВ на 5,5%; поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (по «самозанятым» гражданам), в соответствии с нормами действующего законодательства исходя из увеличения размера МРОТ в 2016 году до 6204рублей (в 2015 году 5965 рубля).

Содокладчик от профильного комитета — заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ирина Соколова Соколова Ирина Валерьевна Соколова
Ирина Валерьевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, отметила, что при формировании бюджета не утвержден ряд методик, и с учетом замечаний Комитета рекомендовала принять в первом чтении.

Законопроект № 911759–6 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» представил председатель Фонда социального страхования Андрей Кигим. По его словам, в основу формирования проекта бюджета Фонда на 2016 год заложены показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития России до 2018 года: фонд заработной платы – 19 903,0 млрд рублей; номинальная начисленная среднемесячная зарплата – 36 838,0 рублей; индекс потребительских цен — 106,4%. Общий объем доходов бюджета Фонда на 2016 год запланирован в сумме 614,5 млрд рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 18,3%. Общий объем трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС на исполнение Фондом делегированных государственных полномочий определен на 2016 год в сумме 39,6 млрд рублей.

В 2016 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда не предусматриваются.

На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направляются остатки средств бюджета Фонда в объеме 14,0 млрд рублей по данному виду страхования.

Трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования определены на 2016 год в сумме 18,75 млрд рублей или 98,7% к уровню 2015 года.

Общий объем расходов бюджета Фонда в 2016 году предусматривается в сумме 648,0 млрд рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 7,5%. В целом объем дефицита бюджета Фонда на 2016 год планируется в размере 33,5 млрд рублей.

По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2016 году доходы прогнозируются в сумме 471,4 млрд рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 21,8%. Такой рост доходов обусловлен уменьшением доходов бюджета Фонда в 2015 году за счет возврата в федеральный бюджет неиспользованных средств межбюджетных трансфертов в объеме 55,0 млрд рублей. Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены в 2016 году в сумме 516,9 млрд рублей или 79,8% от общих расходов бюджета Фонда. Прогнозируется дефицит в размере 45,5 млрд рублей.

Покрытие дефицита по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривается за счет остатка средств на 1 января 2016 года в сумме 45,5 млрд рублей по данному виду страхования.

В содокладе представитель Комитета по труду, политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко Тарасенко Михаил Васильевич Тарасенко
Михаил Васильевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 115 (Левобережный – Липецкая область)
отметил, что в целом параметры бюджета по доходам и расходам совпадают с утвержденными программами и позволяют своевременно и в полном объеме осуществить финансирование установленных законодательством пособий и выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнение отдельных государственных полномочий, переданных Фонду, но подчеркнул, что «дефицит должен покрываться федеральным бюджетом», с учетом замечаний, Комитет считает возможным

Законопроект № 911758–6 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» представила председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко. По её словам, расчет показателей бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования произведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан по состоянию на 1 апреля 2015 года 146,5 млн человек, в том числе неработающего населения — 85,1 млн человек. Сбалансированность бюджета Фонда достигается за счет привлечения переходящих остатков средств по состоянию на 1 января очередного финансового года.

Основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год: объем доходов — 1661,7 млрд рублей. В структуре доходов в 2016 году страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения и неработающего населения составят 98,5 процента. В 2016 году, как и в 2015 году, из бюджета Фонда предусмотрен трансферт в федеральный бюджет на сбалансированность федерального бюджета в размере 91,2 млрд рублей после выполнения текущих обязательств.

Председатель профильного комитета Сергей Фургал Фургал Сергей Иванович Фургал
Сергей Иванович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0070 (Комсомольский – Хабаровский край)
в своем содокладе отметил, чтоКомитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать принятие законопроекта в первом чтении с учетом высказанных им в заключении замечаний.

В своем заключении Комитет отмечает, что в 2016 году за счет средств ОМС будет финансироваться 59,2% государственных расходов на здравоохранение. В условиях базового варианта прогноза темп роста доходов бюджета Фонда в 2016 году составит лишь 102,3% к уровню 2015 года. Сохраняется риск того, что дефицит бюджета Фонда не удастся компенсировать за счет внутренних источников.

В 2016 году предусмотрено увеличение субвенций территориальным фондам ОМС на 3,1% к уровню 2015 года, что не в полной мере отвечает потребности в финансовом обеспечении медицинской помощи. Согласно предварительным итогам социально-экономического развития Российской Федерации за январь – август 2015 года в сентябре 2015 года потребительские цены были на 15,7% выше, чем годом ранее, во втором полугодии 2015 года возобновилась сильная девальвация рубля.

Субвенция является единственным источником финансирования территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС и должна учитывать и обеспечивать наряду с оплатой труда медицинских работников, затраты по приобретению лекарственных средств и других расходов на текущее содержание медицинских организаций с учетом роста цен и тарифов. В связи с этим Комитет возражает против передачи средств бюджета Фонда в форме дотации на сбалансированность федеральному бюджету в размере 91,2 млрд рублей в 2016 году: это не соответствует целевому характеру средств обязательного медицинского страхования, ведет к снижению качества и доступности медицинской помощи, тормозит поступательное развитие здравоохранения в регионах.

В составе бюджета Фонда на 2016 год предусматривается нормированный страховой запас в размере 1,8 млрд рублей на увеличение субвенций. По мнению Счетной палаты, размер нормированного страхового запаса, не превышающий 0,1% от размера субвенций, ставит под сомнение достаточность его объема для осуществления субвенций, определенных законопроектом. На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 725,3 млн рублей.

В содокладе о бюджетах фондов от ответственного комитета Андрей Макаров Макаров Андрей Михайлович Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, не останавливаясь на размещенных заключениях Комитета по бюджету и налогам по трем законопроектам, перечислил «болезненные темы», связанные с техническими средствами реабилитации для инвалидов, со сверкой численности работающего и неработающего населения и коэффициентов применения налогов для регионов за неработающее население, с источниками покрытия дефицитов бюджета регионов, с эффективностью собираемости страховых взносов. Резюмируя, А.Макаров предложил «отбросить ведомственные предпочтения и заняться одним общим делом», а также «обязать Счетную палату выступать по бюджетам фондов», представляя свои заключения.

Вопросы от фракций задали: Николай Арефьев Арефьев Николай Васильевич Арефьев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(КПРФ) об индексации пенсий в 2016 году; Владимир Сысоев Сысоев Владимир Владимирович Сысоев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
(ЛДПР) о сроках финансирования бюджетов фондов, в частности ОМС; Василий Максимов Максимов Василий Юрьевич Максимов
Василий Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0166 (Энгельсский – Саратовская область)
(ЕР) об индексации прожиточного минимума для пенсионеров с минимальной пенсией и источниках финансирования на эти цели; Александр Тарнавский Тарнавский Александр Георгиевич Тарнавский
Александр Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) об обеспечении санаторно-курортным лечением детей-инвалидов; Олег Куликов Куликов Олег Анатольевич Куликов
Олег Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
(КПРФ) о рисках при сокращении финансирования медучреждений; Иван Абрамов Абрамов Иван Николаевич Абрамов
Иван Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0071 (Амурский – Амурская область)
(ЛДПР) о назревшей «оптимизациии» численности сотрудников Пенсионного фонда и эффективности их работы; Сергей Поддубный Поддубный Сергей Анатольевич Поддубный
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ЕР) о прогнозе использования средств для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в 2016 году.

Обсуждение бюджетов фондов будет продолжено на вечернем пленарном заседании.