В связи с многочисленными обращениями граждан по проекту федерального закона № 1108602–6 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливающему приоритет натуральной формы возмещения вреда, причиненного транспортным средствам, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку сообщает следующее.

В настоящее время Комитет подготавливает законопроект к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении и стремится к выработке максимально сбалансированной редакции текста законопроекта, учитывающей в первую очередь интересы владельцев транспортных средств — участников дорожно-транспортных происшествий, а также сторон договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В частности, поправками, внесенными рядом депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, предусматривается, что возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина, может, осуществляется как на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор, так и на станции технического обслуживания, выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком.

При этом страхователь при заключении договора обязательного страхования вправе указать преимущественную для него станцию технического обслуживания, выбранную как из предложенного страховщиком перечня, так и самостоятельно, на которой страховщик, застраховавший его ответственность, готов организовать ремонт поврежденного транспортного средства и его оплату. Если после наступления страхового случая страховщик не может организовать ремонт на выбранной страхователем станции, у последнего возникает право требовать осуществления возмещения вреда в денежной форме.

Также поправками предлагается дополнить статью 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» новым пунктом 152, который определяет требования к организации восстановительного ремонта. В частности, такими требованиями являются срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства для ремонта), доступность для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта, поврежденного транспортного средства (максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров), требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, имеющей договор, заключенный с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

При осуществлении восстановительного ремонта в порядке, предусмотренном поправками, использование бывших в употреблении запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), равно как и восстановленных запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), не допускается. Минимальный гарантийный срок на результат восстановительного ремонта транспортных средств составляет 6 месяцев, а в отношении результата кузовных работ и работ, связанных с использованием лакокрасочных материалов — 12 месяцев.

При восстановительном ремонте легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина, в порядке, предусмотренном проектом, размер расходов на запасные части определяется без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

При этом следует иметь в виду, что хотя натуральная форма возмещения вреда, причиненного транспортному средству, является приоритетной, но в проекте установлен исчерпывающий перечень случаев, когда возмещение вреда может осуществляться путем выплаты денежной суммы. Также во всех тех случаях, когда страховщик не может обеспечить выполнение требований, предъявляемых законом и Банком России к организации восстановительного ремонта, у потерпевшего появляется безусловное право требовать возмещения причиненного вреда в денежной форме.

С порядком прохождения проекта федерального закона № 1108602–6 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в Государственной Думе, в том числе с актуальной редакцией его текста, Вы можете ознакомиться на сайте Государственной Думы в разделе «Законодательная деятельность» в подразделе «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности».

Председатель Комитета А.Г.Аксаков