В Госдуме обсудили вопросы социально-экономической и правовой защищённости работников АПК

1 из 7
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему "Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК".

/ 7

10 ноября состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему «Социально-экономическая и правовая защищённость работников АПК». В нём приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, представители профессионально-корпоративного сообщества, эксперты. На повестке обсуждения были вопросы повышения заработных плат и обеспечения социально-экономических гарантий работникам АПК, совершенствования рынка труда и трудовых отношений в данной сфере, улучшения качества жизни в сельской местности.

Открывая заседание, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Надежда Школкина Школкина Надежда Васильевна Школкина
Надежда Васильевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 184 (Новомосковский – Тульская область)
подчеркнула, что данное мероприятие в определённой мере приурочено к 95-летию профсоюза работников АПК России.

По её словам, проблема недостаточной социально-экономической защищённости работников аграрного сектора во многом обусловлена ускоренными темпами модернизации и интенсификации производства, требующими оптимизации кадров, то есть сокращения рабочих мест. Не отработан механизм социально-экономической реабилитации сокращаемых сотрудников. «В настоящее время 1085 предприятий находятся в стадии ликвидации и реорганизации. Сама по себе цифра в масштабах всей России, конечно, не кажется критической. Но следует понимать, что за этой цифрой стоит другая: 128000 человек, оставшихся без работы. Пока лишь 29% из них трудоустроены».

Но и сотрудники действующие находятся в группе социально-экономических рисков. Средняя заработная плата в аграрном секторе находится на предпоследнем месте по экономике, составляет 52% от средней заработной платы на современном отечественном рынке труда. Кроме того, имеются высокие задолженности по зарплате. В этих условиях неудивительно отсутствие кадрового резерва: молодёжь не стремится в данную сферу. Таким образом, при переизбытке действующих сотрудников наблюдается дефицит резервистов, которые в дальнейшем смогли бы обеспечить им достойную смену.

Вместе с тем, отмечает Н. Школкина, данная ситуация управляема и должна быть взята под особый контроль. Важно проработать комплекс мер, которые стимулируют приток молодых специалистов в АПК: и повышение заработных плат с их регулярной индексацией в соответствии с изменениями в экономической ситуации (например, ростом инфляции), и улучшение трудовых и жилищных условий, и компенсационные выплаты для горожан, которые приезжают трудиться на селе в АПК. Последнюю меру предлагается реализовать по аналогии со сферой здравоохранения: программой «Земский доктор», в рамках которой медицинским работникам моложе 35 лет, приезжающим из города в сельскую местность как минимум на 5 лет работать по специальности, выделяется 1 млн. нецелевых «подъёмных» средств.

Зампредседателя Комитета рассказала, что при доработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и трёхлетний плановый период по настоянию депутатов Государственной Думы и руководства Министерства финансов на АПК заложено дополнительно 20 млрд. руб. Причём, прописаны они одной строкой, без размежевания денежных средств по целям. На какие приоритетные направления и адресные объекты они будут потрачены, предстоит решать профильным специалистам. Схожим образом закреплены бюджетные средства на строительство, реставрацию и модернизацию сельских дорог – теперь стоит задача правильно их распределить.

Наконец, важная роль в создании благоприятных трудовых условий работникам АПК, отметила Н. Школкина, принадлежит бизнесу. Господдержка даст положительный эффект в сочетании с инвесторской помощью: прежде всего, это касается вопросов создания качественной инфраструктуры.

«Социально-экономическая и правовая защищённость сотрудников АПК – вопрос совместного ведения и совместной ответственности федеральной и региональной власти, работодателей и отраслевых союзов», – заявил Александр Петриков, статс-секретарь, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Все усилия, по его словам, направлены на повышение конкурентоспособности отрасли через её модернизацию. Важно при её проведении соблюсти баланс экономических и гражданских интересов, обеспечить социальную и правовую защищённость сельхозтоваропроизводителям.

Замминистра подчеркнул, что системные меры долгосрочного и среднесрочного характера, которые предпринимаются в данное время для развития АПК и его человеческого капитала, должны найти отражение в готовящемся сейчас программном документе – «Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года», старт разработки которой дал Президент Российской Федерации Владимир Путин на прошедшем в апреле заседании Государственного совета.

Наконец, ещё один немаловажный аспект – информированность сельского населения о своих правах. В настоящее время в целом по стране она находится на низком уровне. Однако в ряде регионов достаточно эффективно действуют службы сельскохозяйственного консультирования. Необходимо широко внедрять такие форматы информационно-юридического просвещения граждан, тиражировать успешные территориальные практики в данном вопросе.

Председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации Наталья Агапова акцентировала внимание на важности коллективных форм защиты прав и интересов работников. Субъектами данного процесса должны быть не только сами работники, но и работодатели. Эффективным форматом такого сотрудничества являются коллективные договора и отраслевые соглашения, которые, однако, наниматели не всегда охотно заключают.

Сославшись на слова главы государства, она отметила определённую позитивную динамику, наблюдаемую в вопросах социально-экономического обеспечения работников: в частности, устойчивый тренд на повышение уровня жизни и некоторое повышение заработных плат. Вместе с тем она согласилась с коллегами: в реальном, денежном эквиваленте, этого недостаточно. Причём, по её мнению, запланированное Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы повышение уровня заработных плат работников аграрно-промышленного сектора до уровня 55% от средней заработной платы по экономике положения не улучшит.

«Сейчас в программе устойчивого развития заложен другой показатель – до 80%. На него и нужно ориентироваться. Однако в государственной программе предусматривается повышение лишь до 55%. Низкие заработные платы отражаются негативно не только на уровне жизни граждан, задействованных в данном секторе. Происходит стагнация, «консервация» аграрной отрасли», – заключила Н. Агапова. О модернизации АПК, а также о реализации майских Указов Президента Российской Федерации в таких условиях, подчеркнула она, речь не идёт.

Глава профсоюза привела некоторые статистические данные: фонд заработных плат сотрудников АПК составляет порядка 2% от общеэкономического, в то время как сотрудником АПК является каждый шестой из работающего населения страны.

Н. Агапова также остановилась на острых проблемах в сфере АПК вообще и в области трудовых отношений в частности: высокая закредитованность, рост просроченных задолженностей по заработным платам и вялые темпы их погашения (из 39 субъектов Федерации на данный момент погасили только 4), повышенная напряжённость на рынке труда, лояльность к правонарушениям, допускаемым работодателями, зависимость работников от конъюнктуры рынка, низкие стандарты жизнеобеспечения на селе. По её мнению, последние должны коррелировать с городскими стандартами – им следует придать прогрессивный характер.

Чтобы мотивировать предпринимателей к созданию рабочих мест, нужно сделать отрасль рентабельной и привлекательной для потенциальных сотрудников. В данной связи следует проработать возможность предоставления некоторых финансовых преференций: налоговых льгот и государственных субсидий.

Н. Агапова подчеркнула необходимость совершенствования институциональной, документационной, программно-методической и нормативно-правовой базы. По её мнению, следует разработать ведомственную целевую программу охраны труда в АПК и ратифицировать Конвенцию Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».

Последнее предложения главы профсоюза прокомментировал А. Петриков. Он отметил несвоевременность присоединения к Конвенции МОТ: в настоящее время социально-экономическое состояние российского АПК не позволит соблюдать все заложенные в данном документе критерии, требования и стандарты.

Заместитель директора Департамента сельского развития и социальной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Наталья Елисеева тезисно рассказала о тех мерах, которые предпринимаются для регулирования ситуации в сфере трудовых отношений в аграрно-промышленном секторе. На региональном уровне подъёмные средства для специалистов, приезжающих работать в сельские поселения, выделяются в размере 200000 руб. Прорабатываются механизмы установления фиксированных надбавок работникам АПК и пенсионерам, трудившимся в данной сфере. В готовящемся сейчас правительственном акте закреплён реестр профессий, представители которых смогут получать данные надбавки уже с 2016 года. В части организации охраны труда разрабатывается ведомственный документ – проект правил. Кроме того, совершенствование трудовых отношений в сфере АПК проводится путём регламентации отдельных вопросов в смежных направлениях. «Мы участвуем в совершенствовании межведомственных программ. Сейчас активно взаимодействуем с ФМС в части закрепления квот на иностранную рабочую силу в аграрно-промышленной сфере. Для овощеводства, например, прописано не более 50% привлекаемых из‑за рубежа трудовых ресурсов. Мы стремимся поддерживать отечественного производителя», – пояснила Н. Елисеева.

В заключение круглого стола участники приняли проект рекомендаций. Органам государственной власти предлагается рассмотреть вопросы о:

— пересмотре соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны в сторону увеличения с 55% до 80%;

— выделении дополнительных финансовых средств на реализацию ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»;

— разработке основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни сельского населения;

— разработке и принятии ведомственной (АПК) программы по улучшению условий и охраны труда;

— разработке ФЦП занятости сельского населения;

— создании условий для ратификации Конвенции МОТ №184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» и последующем осуществлении данной ратификации;

— совершенствовании механизмов формирования пенсионных прав работников АПК.