Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству одобрил проект бюджета
Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект закона № 611445–6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в части своей компетенции.
Проведя анализ законопроекта, Комитет отмечает, что по итогам трехлетнего периода (2015 – 2017 годы) исполнения Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» финансирование из средств федерального бюджета прогнозируемо изменится. В соответствии с законопроектом на обеспечение мероприятий в рамках Госпрограммы планируются следующие объемы средств федерального бюджета: в 2015 году – 115 220 793,2 тыс. рублей; в 2016 году — 83 578 361,7 тыс. рублей; в 2017 году — 61 031 846,4 тыс. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте Госпрограммы в 2015 году увеличены на 19 213,3 млн. рублей, в 2016 году – на 32 863,6 млн. рублей, в 2017 году – на 6 080,4 млн. рублей.
Значительно изменены расходы на реализацию подпрограмм «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России», федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011–2017 годы.
На обеспечение жильем отдельных категорий граждан (по закону «О ветеранах» и в соответствии с Указом Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов») предусмотрено 12 487 000,0 тыс. рублей, что позволит обеспечить жильем свыше 10 тысяч ветеранов, вставших на учет до 1 июля 2014 года.
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», осуществляется путем предоставления ряда социальных гарантий. Комитет отмечает, что для одиноко проживающих граждан показатель 18 кв. м общей площади жилого помещения требует корректировки в сторону увеличения. Среднюю выплату на улучшение жилищных условий на 1 человека из числа этих категорий граждан в 600,0 тыс. рублей Комитет также считает недостаточной для приобретения жилья. Госпрограммой предусмотрено ежегодное финансирование 4 359 000,0 тыс. рублей, что соответствует установленному законопроектом объему финансирования в 2015 году. При этом Комитет обращает внимание на сокращение бюджетных ассигнований в 2016 году на 87 180,0 тыс. рублей, их объем составит 4 271 820,0 тыс. рублей; в 2017 году на 84 978,7 тыс. рублей, объем составит 4 274 021,3 тыс. рублей.
На переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Госпрограммой предусмотрено ежегодное финансирование в размере 500 860,0 тыс. рублей, в то время как законопроектом предлагается уменьшить его финансирование на 61 457,8 тыс. рублей в сумме за три года. Учитывая высокую социальную значимость мероприятия, Комитет предлагает увеличить объем финансирования.
В проекте бюджета на программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры предусмотрено на 5 104 303,1 тыс. рублей меньше, чем необходимо в соответствии с постановлением Правительства. Комитет обращает внимание, что в соответствии с законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» лимиты средств распределялись между субъектами Российской Федерации исходя из большей суммы, что означает наличие принятых на себя обязательств перед субъектами Федерации.
По вопросу о финансировании программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Республики Крым и города федерального значения Севастополя Комитет отметил, что финансирование Госкорпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ данных программ не предусмотрено.
В рамках законопроекта предлагается установить объем финансирования ФЦП «Жилище» на 2015 год в размере 38 687 583,6 тыс. рублей. Реализация программы предусмотрена путем реализации отдельных мероприятий. Так, в зоне Байкало-Амурской магистрали на переселение из ветхого жилья на 2015 год выделено 668 030,0 тыс. рублей, на приведение объектов г. Волгодонск в пригодное для проживания состояние – 98 320,0 тыс. рублей.
Комитет выражает обеспокоенность уменьшением финансирования мероприятия по приобретению жилья военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы, и приравненным к ним лицам на 178 355,0 тыс. рублей. Необходимость безусловного исполнения публично-правовых обязательств перед этими категориями граждан крайне важна, в связи с чем Комитет предложил выделить дополнительные средства федерального бюджета на выполнение этих мероприятий.
Комитет неоднократно обращал внимание на недофинансирование федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы и предлагал увеличить объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета. В результате, в проекте бюджета на региональные программы в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод предусмотрено выделение дополнительных ассигнований 2 000 000,0 тыс. рублей ежегодно.
При этом Комитет отмечает, что в законопроекте не учтены предложения по финансированию из федерального бюджета ряда объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не включенных в федеральные целевые программы: например, реконструкция коммунальных сетей г. Улан-Удэ и сетей водоснабжения г. Ржев Тверской области, строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и г.Майкоп Республики Адыгея и к сельским населенным пунктам Республики Калмыкия от Ики-Бурульского группового водопровода. Отсутствие финансирования по указанным мероприятиям, по мнению Комитета, существенно затруднит выполнение соответствующих Указов и поручений Президента Российской Федерации.
Комитет, в целом поддерживая проект федерального, рекомендует: увеличить объем финансирования по переселению граждан из ЗАТО в соответствии с объемами финансирования Госпрограммы; увеличить размер субсидий в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 5 104 303,1 тыс. рублей; увеличить бюджетное финансирование мероприятий по приобретению жилья военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащим увольнению со службы, и приравненным к ним лицами на 178 355,0 тыс. рублей.