Дневное пленарное заседание Госдумы 8 октября

На дневном пленарном заседании председательствовали Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и Иван Мельников Мельников Иван Иванович Мельников
Иван Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.

В рамках «Правительственного часа» депутаты рассмотрели деятельность Министерства экономического развития, с информацией выступил Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.

Свой отчет министр начал с краткой характеристики экономической ситуации: «По статистике 8 месяцев (текущего года) идем чуть лучше, чем было написано в прогнозе. У нас сейчас 0,7% рост ВВП (по прогнозу 0,5%). Динамика промышленного производства 1,3%, обрабатывающей промышленности — 2,2% к соответствующему периоду прошлого года. Рост сельского хозяйства – 4,9%». Все перечисленное, по его мнению, «база, которая позволяет нам немножко продвигаться вперед», с одной стороны, с другой, — рост обеспечили меры, принятые для контроля тарифов естественных монополий, для снижения нагрузки издержек на российский бизнес, что дало рост финансового результата на 9,8%.

В то же время министр призвал «не обольщаться» перечисленными цифрами, так как «интегральный показатель, рост ВВП, крайне низкий, и это, прежде всего, определяется плохой динамикой инвестиций». Их сейчас, по словам А.Улюкаева, «минус 2,6% в основной капитал, корреспондирующая с этим динамика строительства минус 3%».

Причины спада министр объяснил «тремя базовыми обстоятельствами». Первое, «нисходящая ветвь делового цикла, снижение конъюнктуры, спросовые ограничения». Второе, «мощные структурные ограничения, связанные с высокими издержками предприятий»: тарифы, зарплата, издержки на логистику. Третье, «косвенные издержки – налоговое и квазиналоговое бремя»: различного рода экологические, природоохранные платежи, сертификации и опасные условия производства, — они составляют 35 −40%.

При этом министр отметил, что «рост кредитного портфеля вполне приличный, порядка 15% в год», и предприятиям «нужно помочь сделать выбор в пользу инвестиционного развития», создавая «комфортные инструменты для инвестирования». Один из таких инструментов – проектное финансирование. По постановлению Правительства и нормативно-правовым актам Банка России, на эти цели может направляться: от 1 млрд до 20 млрд рублей в отрасли материального производства на 10 лет с ценой финансирования для конечного заемщика – ключевая ставка Банка России плюс 1% (не выше 9%).

А.Улюкаев рассказал, что на первом этапе объем гарантий составит 30 млрд рублей и в 2015 году — до 120 млрд рублей на реализацию долгосрочных проектов в промышленности и сельском хозяйстве. Некоторые из них, по сообщению министра, «уже подготовлены». Он считает «чрезвычайно важным и такой инструмент как использование средств Фонда национального благосостояния» на «более крупные» проекты инфраструктурной направленности. Одобрено финансирование пяти проектов в текущем году: центральная кольцевая автодорога, модернизация железнодорожного пути БАМа – Транссиба, добыча угля и железнодорожная логистика Кызыл-Курагино в Республике Тува, соединение ее с магистралью Транссиба, интеллектуальные сети в электроэнергетике и развитие широкополосного Интернета в малых и средних городах России. В высокой степени готовности находятся и другие проекты, их паспорта подписаны, на финансирование в ближайшее время будет направлено более 800 млрд рублей из Фонда национального достояния на средне-крупные проекты. Малые и средние проекты будут финансироваться из созданного в июне Агентства кредитных гарантий.

Министр экономического развития в своем докладе остановился на таких вопросах, как: ограничение тарифа естественных монополий, несоответствие роста оплаты труда и производительностью труда, финансирование создаваемого Фонда промышленности на 16 млрд рублей в 2015 году на базе Фонда технологий, финансирование кластера современных, экономически эффективных рабочих мест, обеспечение «большей мобильности» рабочей силы через механизмы арендного жилья, формирование Фонда развития моногородов под эгидой Внешэкономбанка, дополнительная капитализация Внешэкономбанка на 30 млрд рублей в 2015 году, Россельхозбанка на 10 млрд рублей, разработка программы импортозамещения и другие.

«Непростые глобальные условия» также не обошел вниманием министр. Это «тот риск, под который поставлены наши внешнеэкономические связи, механизмы введенных санкций, которые имеют явно политическую природу, экономически никак не обоснованы. Важнейшим здесь для нас риском является риск закрытия финансовых рынков», — заявил он, подтвердив, что этот риск «уже материализованный». Поэтому до 2015 года суммы порядка от 90 млрд до 160 млрд долларов должны будут рефинансированы за счет внутренних источников.

Говоря о разработке программы импортозамещения, министр предостерег от его превращения «в систему консервации устарелых технологий». Также отметил важность мер по поддержке нецелевого экспорта и назвал цель на «ближайшую трехлетку не меньше 6% роста несырьевого экспорта», для этого выстраивается новая система поддержки, состоящая из страхового гарантийного покрытия и кредитования. В качестве примера министр привел деятельность агентства «Иксар» и «Росэксимбанка».

В заключение А.Улюкаев выразил уверенность, что перечисленные им меры и подходы позволят преодолеть «затяжной спад и в следующем году выйти на уровень 1,3% роста ВВП и в 2017 году – до3%».

Заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации Вера Чистова в своем выступлении сделала акцент не на оценке работы, а на «месте и роли Минэкономразвития в иерархии принятия решений по социально-экономическим и бюджетным вопросам и ответственности за них». В этой связи предложила взять на вооружение эффективный метод Госплана СССР, впервые внедренный в 1959 году, — межотраслевой баланс, благодаря которому тогда были решены «задачи стратегического планирования экономики».

«Госплан был ведущей структурой ее управления, имея при этом все полномочия, и с помощью балансов в государственном плане определялось наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устанавливались необходимые экономические пропорции: общеотраслевые, межотраслевые, внутриотраслевые, устанавливалось оптимальное соотношение отраслевых и территориальных интересов», — отметила В.Чистова и подчеркнула, что «Минфин в то время играл второстепенную роль». Сейчас, по мнению заместителя председателя Счетной палаты, Минэкономразвития «превратилось в ведомое звено нашей системы планирования экономики».

Работая над стратегическим планированием в Российской Федерации, министерству необходимо, по мнению В.Чистовой, играть главенствующую роль, особенно в прогнозах социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. «Стратегия социально-экономического развития, документы в рамках системы планирования программирования, госпрограммы, схема территориального планирования – это тот продукт, который должен выдавать Минэкономразвития», — подчеркнула она.

Переход на программный принцип планирования предполагает согласованную политику в «представлении конечного продукта» и распределение полномочий в сфере формирования программ, чего сейчас нет, как показывают материалы проверок Счетной палаты. Аудиторы, проводя тематические проверки по ряду направлений, отмечают критические позиции в части исполнения госпрограмм, среди них зампредседателя назвала: некорректность целей, недостаточную согласованность целей и задач, использование в качестве показателей не интегрированных, а ведомственных показателей, отсутствие во всех программах современной системы управления рисками.

В.Чистова напомнила, что 10 октября Счетная палата представит заключение на проект бюджета, в котором будут отмечены четыре момента, «вызывающих серьезную озабоченность» ведомства «в части прогноза». Первый, на котором остановилась докладчик, не меняющийся из прогноза в прогноз уровень инфляции, при меняющемся уровне тарифов на естественные монополии.

Вопросы задали: Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
(КПРФ) о позиции министерства по закону о возмещении средств из бюджета для подвергшихся санкциям юридических лиц и граждан; Александр Смирнов Смирнов Александр Александрович Смирнов
Александр Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
(ЛДПР) о предложении министра Силуанова по сокращению расходов бюджета на гособоронзаказ; Илья Костунов Костунов Илья Евгеньевич Костунов
Илья Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ЕР) об открытии информации по госзакупкам; Михаил Брячак Брячак Михаил Васильевич Брячак
Михаил Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) о взаимодействии рабочей группы Госдумы с подразделениями министерства в вопросе контроля «серого» импорта; Владимир Федоткин Федоткин Владимир Николаевич Федоткин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
(КПРФ) о путях преодоления за 2–3 года отставания на 20–30 лет в станкостроении; Михаил Дегтярев Дегтярев Михаил Владимирович Дегтярев
Михаил Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
(ЛДПР) о возможности наращивания госинвестиций в реальный сектор, в том числе в оборонзаказ, как генератор развития НИОКРов и смежных отраслей промышленности; Альфия Когогина Когогина Альфия Гумаровна Когогина
Альфия Гумаровна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 29 (Набережно-Челнинский – Республика Татарстан (Татарстан))
(ЕР) о рамках госсзакупок для компаний с госучастием; Федот Тумусов Тумусов Федот Семёнович Тумусов
Федот Семёнович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
(СР) о проблеме выпадающих доходов региональных бюджетов; Николай Коломейцев Коломейцев Николай Васильевич Коломейцев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(КПРФ) о высокой ключевой ставке (8%), повышении монетизации экономики и понижении этой ставки для развития экономики; Антон Ищенко Ищенко Антон Анатольевич Ищенко
Антон Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
(ЛДПР) о критике со стороны «основоположников нынешней экономической системы» и отношении к ней министра; Илья Костунов Костунов Илья Евгеньевич Костунов
Илья Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ЕР); Андрей Крутов Крутов Андрей Дмитриевич Крутов
Андрей Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) о целесообразности фискальной нагрузки на малый сектор экономики и ее результате — сокращении рабочих мест.

От фракций выступили: Александр Потапов Потапов Александр Владимирович Потапов
Александр Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
(КПРФ) назвал ситуацию с экономикой «предкризисной», по мнению КПРФ, 20-летнее господство монетарно-либеральной модели привело к краху во всех отраслях, необходимо менять курс – национализация в базовых отраслях, развитие отраслевой науки, возрождение социальной сферы и инфраструктуры, изменение денежно-валютной политики, прекращение членства в ВТО, введение госрегулирования; Сергей Катасонов Катасонов Сергей Михайлович Катасонов
Сергей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
(ЛДПР) заявил, что «роль Министерства экономики непонятна», она «ведома Министреством финансов», проблема в том, что «мы подстраиваемся под внешние факторы, а не занимаемся экономической политикой», предложил: «не копать трубу» в Китай, а «переориентироваться на внутренний рынок» и производить «высокоэнергетичную продукцию», а также создать фонд по стратегическим отраслям промышленности, чтобы через 5 лет нефтегазовые доходы снизились, и, наконец, «заканчивать с демагогией и начинать строить экономическую модель России»; Игорь Руденский Руденский Игорь Николаевич Руденский
Игорь Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 146 (Пензенский – Пензенская область)
(ЕР) предложил «переписать сценарии развития экономической политики», нужны «форсированные инвестиции в основной капитал предприятий», в «экономику знаний», в строительство и социальную сферу, необходимо «написать программу неотложных мер» на ближайшие годы и ввести «мораторий на аудиты и проверки малого и среднего бизнеса»; Валерий Зубов Зубов Валерий Михайлович Зубов
Валерий Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) отметил, что несоответствие проводимой экономической политики реальному развитию было задолго до введения санкций, выступил с критикой финансирования нерентабельных проектов, жесткой региональной финансовой политики, также предложил «сменить градус» вливаний в госпредприятия на стимулирование малого и среднего бизнеса и многое другое.

В первом чтении рассмотрели и вынесли на час голосования законопроекты:

№ 453631–6 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона „Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления добросовестным пользователям преимущественного права на заключение договора пользования рыбоводным участком на новый срок). Член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Эльмира Глубоковская Глубоковская Эльмира Гусейновна Глубоковская
Эльмира Гусейновна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
рекомендовала данный законопроект не поддерживать в первом чтении.