7 октября Госдума рассмотрит проект закона о промышленной политике
7 октября Госдума планирует рассмотреть в первом чтении внесенный Правительством законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации».
Проект определяет ключевые понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики, меры стимулирования промышленной деятельности, полномочия Правительства, федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере.
В перечень стимулирующих мер входит финансовая, информационная и консультационная поддержка, поддержка в области развития кадрового потенциала, внешнеэкономической деятельности.
В качестве форм финансовой поддержки обозначены бюджетные субсидии, которые должны выдаваться субъектам промышленной деятельности на конкурсной основе, а также налоговые льготы и преференции. При этом поддерживаемые проекты должны соответствовать целям и задачам госпрограмм.
Предусмотрены и новые меры: субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, специальный инвестиционный контракт с инвестором, заключаемый от имени государства уполномоченным органом на срок до 10 лет. Суть такого контракта состоит в том, что государство не вкладывает деньги или имущество в конкретный проект, а предоставляет инвестору стимулирующие изъятия, гарантируя стабильность совокупной налоговой нагрузки на весь срок окупаемости проекта.
Законопроект затрагивает и территориальный аспект развития промышленности — регулирует вопросы создания индустриальных парков и промышленных кластеров.
Отдельная глава посвящена промышленной политике в оборонно-промышленном комплексе.
Кроме того, предусмотрено создание государственной информационной системы промышленности, которая должна содержать информацию о состоянии и прогнозе развития промышленности, субъектах промышленной деятельности, прогнозах и фактическом выпуске основных видов промышленной продукции с учетом отраслевой детализации, о кадровом потенциале, о достижении показателей эффективности применения мер поддержки. На создание такой системы, по расчетам Правительства, потребуется порядка 43 млн. рублей, а на эксплуатацию — еще 4 млн. рублей ежегодно.
Координировать промышленную политику будет Совет при Президенте, статус и полномочия которого определены в проекте закона. Наряду с представителями Президента и Правительства в состав Совета войдут также члены профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания. Поименный список утвердит Президент.
Для реализации закона потребуется внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы и принять 11 постановлений Правительства, в которых, в частности, будут определены признаки промышленной продукции, не имеющей российских аналогов, порядок создания, эксплуатации государственной информационной системы промышленности и подачи в нее сведений, требования к индустриальным паркам, промышленным кластерам, порядок заключения инвестиционных контрактов, правила предоставления субъектам промышленной деятельности финансовой поддержки на возвратной основе.
Комитет по промышленности рекомендовал палате принять законопроект в первом чтении. Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству также одобрил инициативу Правительства.
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, поддержав концепцию закона, предложил четче разграничить федеральные, региональные и муниципальные полномочия в области стимулирования промышленной деятельности.
Комитет по земельным отношениям и строительству обратил внимание на нестыковки с Гражданским и Земельным кодексами в части предоставления льгот по арендной плате.
Комитет по энергетике в своем Заключении отметил, что закон потребует дополнительных источников финансирования, а налоговые преференции, объем которых в финансово-экономическом обосновании проекта не указан, приведут к недопоступлению средств в доходную часть бюджета. Кроме того, законопроект, предусматривающий специальные налоговые режимы и льготы, не вносит соответствующих изменений в Налоговый кодекс, что, по мнению Комитета, является концептуальным недостатком документа.
За существенную доработку концепции закона высказался Комитет по собственности. В его Заключении указано на декларативность и неопределенность положений законопроекта, отсутствие конкретных правовых механизмов реализации ключевых инструментов и мер стимулирования промышленной деятельности, а также «существенные противоречия» федеральному законодательству. По оценке Комитета, из положений проекта не ясно, «какой будет национальная промышленная политика в ближайшей перспективе и в чем конкретно она будет выражаться».
Наибольшие замечания у Комитета по собственности вызвало содержание статьи о специальном инвестиционном контракте. В отсутствие необходимой публичной прозрачности и должного контроля со стороны государства, а также при изобилии отсылочных норм должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и представителям инвестора фактически предоставляются неограниченные полномочия по правовому регулированию предмета контракта и порядка его выполнения, что может повлечь «коррупционные проявления», полагает Комитет.
Счетная палата дала положительное заключение на законопроект, высказав вместе с тем ряд замечаний. В частности, по мнению высшего органа государственного аудита, установление дополнительных налоговых льгот, например, по налогам на прибыль и имущество организаций, способно оказать негативное влияние на доходы консолидированных бюджетов регионов. По данным Счетной палаты, из‑за налоговых льгот и преференций, устанавливаемых в целях снижения налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков, региональные и местные бюджеты ежегодно теряют прядка 400 млрд. рублей.
Счетная палата также обращает внимание на отсутствие критериев контроля за конечными результатами мер государственного стимулирования промышленной деятельности.
Вместе с правительственным в качестве альтернативных будут рассмотрены еще два законопроекта на ту же тему. Один из них был внесен в сентябре 2008 года Еленой Паниной
Панина
Елена Владимировна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0201 (Нагатинский – г.Москва)
, Георгием Шевцовым, Валерием Драгановым, Андреем Морозовым, Алексеем Сабадаш, Сергеем Собко
Собко
Сергей Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
, Вадимом Варшавским и предусматривал, в частности, создание Национального промышленного совета. Второй внесли в июне того же года Владимир Головнев, Константин Бесчетнов, Георгий Лазарев и Виктор Плескачевский. Проект регламентировал вопросы создания технопарков, заключения концессионных и инвестиционных договоров, управления госпакетами акций, внедрения в отраслях промышленности институтов саморегулирования.
К обсуждению, которое начнется в 12:30, приглашены представители непарламентских партий.