24 апреля Сергей Нарышкин выступил на Третьем Евразийском антикоррупционном форуме «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции»

24 апреля Сергей Нарышкин выступил на Третьем Евразийском  антикоррупционном форуме «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции»
24 апреля Сергей Нарышкин выступил на Третьем Евразийском антикоррупционном форуме «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции»

Уважаемые коллеги!

Уже в третий раз наш форум собирает в здании Счетной палаты РФ представителей российских регионов и зарубежных гостей, чтобы обсудить актуальные задачи противодействия коррупции. Проблема эта, как известно, не замыкается в национальных границах. Тем важнее, вести именно международную дискуссию о способах борьбы с ней, обмениваясь лучшим опытом и перенимая передовые практики.

Особенно актуален такой диалог для стран-участниц евразийской интеграции – ведь правовые режимы борьбы с коррупцией у нас тоже должны быть гармонизированы. Иначе может пострадать не только инвестиционный климат, но и всё гуманитарное измерение Евразийского экономического союза, который планируем создать к 1 января 2015 года.

Вы знаете, что при всех новых глобальных вызовах противодействие коррупции по‑прежнему входит в число главных приоритетов стратегии развития России. А наше антикоррупционное законодательство – регулярно обновляется, становится всё более целостным и системным.

К примеру, за пять лет действия базового Федерального закона «О противодействии коррупции» в него уже семь раз вносились изменения и дополнения, в том числе, в период текущего созыва Государственной Думы. Последние из них вступили в силу с 1 января 2014 года и связаны с модернизацией системы государственных и муниципальных закупок.

Немало поправок антикоррупционной направленности вносится и в другие законодательные акты, включая Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Напомню также, что год назад существенно обновилась правовая база деятельности Счётной палаты, на площадке которой проходит наш форум. Это высший орган внешнего государственного аудита — контроля в России и важнейший институт – опорный как для парламента, так и для всей антикоррупционной работы в России.

Новые правотворческие задачи поставлены в Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы, недавно утверждённом Указом Президента России. Среди них – вопросы регулирования т. н. лоббизма. Речь идёт о серьёзных новациях для российской правовой системы, и здесь нам потребуется глубоко изучить мировой опыт. Надеюсь, такие встречи, как сегодня – в этом помогут, а уже к следующему нашему Форуму – будет что обсудить из практических результатов.

Добавлю, что в Государственной Думе вопросами противодействия коррупции занимается профильный комитет, который возглавляет Ирина Анатольевна Яровая Яровая Ирина Анатольевна Яровая
Ирина Анатольевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 45 (Камчатский – Камчатский край)
. Однако, так или иначе, они касаются всех комитетов, фракций и каждого депутата. Ведь на уровень коррупции влияет не столько жёсткость санкций за те или иные правонарушения, сколько общее качество законов. Нечёткость или двусмысленность норм, дублирование или чрезмерная вариативность предписаний – провоцируют коррупционные риски в самых разных сферах, потому что создают поле для произвола со стороны правоприменителей.

Еще видный полководец М.И. Кутузов сказал: «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами!».

Именно поэтому мы добиваемся строгого соблюдения правил юридической техники, усиливать экспертное сопровождение законодательного процесса и расширять поле для общественной дискуссии по ключевым законопроектам. А ещё, стремимся объективно оценить весь 20-летний путь, пройденный российскими законодателями. Конституция 1993 года провозгласила курс на создание правового и демократического государства, и нам важно понимать, в какой точке этой дистанции мы находимся. Этим вопросам был посвящён первый Отчёт о состоянии российского законодательства. Сейчас готовится второй такой Отчёт.

Уважаемые коллеги и друзья!

Не могу не затронуть ещё одной темы. В составе Российской Федерации появились два новых субъекта – Республика Крым и Севастополь. Предложил бы сейчас оставить в стороне вопросы внешнеполитического характера и задуматься над следующим.

Значительная территория с более чем 2-миллионным населением – интегрируется в общероссийское правовое пространство. Да, правовые школы, принципы построения законодательных систем России и Украины близки. Во многом Крым возвращается в привычную правовую среду после 20-летнего перерыва. Но задачи, вставшие в этой связи перед всеми ветвями и уровнями власти федерации и самого региона, по сути, уникальны. Других современных прецедентов в мире нет.

Полагаю, что и сам процесс, и результаты такого вхождения в поле российской юрисдикции не только крайне ответственны для нас, но и весьма интересны для всего экспертного сообщества. Причём, не только для российских юристов, но и для учёных других стран.

Если это так, то мы открыты к диалогу и готовы делиться самой свежей, подробной информацией. Поможет нам в этом недавно созданный Совет по правотворчеству, в который входят самые именитые отечественные правоведы. И пользуясь случаем, хочу пригласить к такому сотрудничеству зарубежных гостей нашего сегодняшнего форума. Тем более, что борьба с коррупцией входит в число первоочередных задач властей в субъектах Российской Федерации.

Благодарю за внимание и желаю форуму успешной работы.