Сформулировать требования к содержанию общего образования предложено на парламентских слушаниях в Госдуме

Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: «Правовое регулирование формирования содержания общего образования».

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, ученые, педагоги, представители общественных организаций.

Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова Мануйлова Ирина Викторовна Мануйлова
Ирина Викторовна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложила законодательно определить порядок формирования содержания общего образования. Она пояснила, что в соответствии с действующим законом содержание образования определяется исключительно образовательной программой, а утверждает такую программу сама образовательная организация. И органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в этот процесс.

В новых стандартах требования к содержанию образования определены не достаточно конкретно. «Стандарты лишь в общих чертах определяют контуры системы школьного образования. В таких условиях программы, разрабатываемые отдельными школами и учителями, могут существенно различаться по содержанию, что ведет к нарушению единого образовательного пространства», — сказала И.Мануйлова.

Она предложила, не отказываясь от новых стандартов общего образования, ввести в образовательное законодательство понятие «фундаментального ядра содержания образования».

«Это будет обязательная часть для каждого уровня по предметным областям в виде отдельных дидактических единиц и конкретных образовательных результатов», — сформулировала депутат.

Такой подход, по ее словам, не исключая вариативности, позволит сформировать единое содержание и выстроить учебный материал, распределив его по годам обучения, тем самым обеспечив преемственность образования на разных уровнях. При этом повысится и прозрачность системы оценки качества образования.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Павел Сергоманов, заметив, что современные стандарты регламентируют деятельность, а не учебный материал, призвал не усложнять понимание содержания образования.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Бисеров высказался за введение обязательной части предметного содержания образования. «Такая основа необходима для государственной итоговой аттестации и для аттестации образовательных организаций», — аргументировал он.

Идею введения единого и обязательного образовательного минимума поддержала и член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Галина Николаева, а заместитель председателя Комитета по образованию Виктор Шудегов Шудегов Виктор Евграфович Шудегов
Виктор Евграфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
предложил подумать над тем, чтобы законодательно закрепить перечень предметов и количество часов, выделяемых на изучение той или иной дисциплины.

С таким подходом согласился первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
. По его словам, необходимо вернуть «золотой стандарт» российского образования.

«Российское законодательство об образовании отвечает на многие, самые разные вопросы, кроме главного — чему учить, — заметил О.Смолин — Единое образовательное пространство расползается. Даже в Москве, перейдя из одной школы в другую, ученик может оказаться совершенно в другой образовательной среде и столкнуться с ситуацией, когда одни предметы или темы он изучает дважды, а другие не изучает вообще».

По итогам обсуждения участники слушаний пришли к выводу о необходимости разработки таких требований к содержанию образования, которые бы обеспечили синхронизацию, взаимодополнение и преемственность содержания отдельных предметов, курсов и дисциплин.