Ирина Антонова: Виртуальные музеи не заменят настоящие

21 апреля президент Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина (ГМИИ) Ирина Антонова выступила в Госдуме в рамках цикла лекций, приуроченных к Году культуры в Российской Федерации.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко Драпеко Елена Григорьевна Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
 
представила Ирину Антонову как замечательного музейщика – профессионала, более 50 лет руководившего ГМИИ, академика, заслуженного деятеля искусств РФ, члена Общественной палаты Российской Федерации, одну из четырех российских женщин, награжденных Орденом за заслуги перед Отечеством всех степеней, эксперта Комитета Госдумы по культуре.

«Тема лекции сегодня актуальна, так как 2014 год – объявлен Годом культуры, а музеи – одни из важнейших представителей культуры получили очень высокий шанс», — заявила И.Антонова.

Лекцию «Развитие музеев в современном мире» Ирина Антонова начала с критики в адрес Министерства культуры, высказав неудовлетворение поздним объявлением Года культуры и тем, как мало к этому году готовились учреждения культуры.

Президент ГМИИ предложила собравшимся поразмышлять над основами государственной политики, над ролью и значением музеев, их развитием. По ее словам, «сейчас полным ходом идет подготовка такого документа, как основные положения по подготовке государственных требований к культуре, основ государственной политики в области культуры».

Опубликованный неделю назад документ рабочей группы Министерства культуры по формированию основ культурной политики страны, по словам И.Антоновой, «многих удивил». В нем «не определена система основных ценностей», ведь «культура признана поддерживать, защищать и развивать» нацию. Напротив, в документе многократно повторяется понятие «единого культурного цивилизационного кода», константного, который не предполагает развития, вместе с тем, по мнению лектора, каждая эпоха привносила свои особенности, обогащая национальную культуру.

Критику в этом документе вызвало и понятие «самобытности». Каждая страна, безусловно, имеет свою самобытность, по словам И.Антоновой, и «ее нужно поддерживать и развивать». Но одновременно это понятие в документе соседствует с такими утверждениями, как «Россия не Европа», что противоречит историческим фактам, «как известно, еще Петр I прорубил окно в Европу».

«Россия – удивительная страна, она и Европа, и Азия, — подчеркнула И.Антонова. – То как европейские ценности звучат в России – это особая тема: как у нас прочитывается Шекспир, как у нас воспринимается античное искусство, как у нас читают французских авторов или знакомятся с творчеством не только Европы, но и всего мира, — это то, что в свое время Достоевский, открывая памятник Пушкину, назвал исторической отзывчивостью». На этой основе, по мнению лектора, был создан и Эрмитаж, и Музей изобразительных искусств. Поэтому «это качество отзывчивости, желания понять самое важное, главное, обогащать себя за счет изучения опыта – это важнейшее качество нашей культуры», уверена И.Антонова.

Жизнь музеев сегодня находится на пороге серьезных изменений, считает президент ГМИИ, возникает новое искусство во всех областях жизни, «оно должно быть осмыслено такими учреждениями культуры, как музеи, которые хранят для потомства, изучают, демонстрируют для своих посетителей и зрителей все эти богатства».

Музеи, по ее словам, это относительно новые организации: «испокон веков существовало коллекционирование», а частные коллекции со временем, в результате национализации или дарения, становились ядром музейных коллекций, как, например, Эрмитаж начался с Екатерины II, Кунсткамера — с Петра I, Третьяковская галерея.

Большой толчок для развития музейного дела в нашей стране дала Октябрьская революция, появились Музей Востока, Галерея в Астрахани, музеи в Калуге и Переславле-Залесском, продолжилось развитие музейного дела в 30 –годы прошлого века.

И.Антонова как определенный этап в развитии музеев назвала перераспределение ценностей, когда коллекции из крупных музеев передавались в малые региональные музеи, что сыграло большую роль в популяризации искусства. В популяризации большую роль, по ее словам, играют и виртуальные музеи. Но виртуальные музеи не заменят настоящие, «эта девальвация подлинников недопустима».

Для музея 21-го века необходимо заниматься строительством новых площадей, чтобы расширять коллекции и заполнять залы новыми экспонатами. Поэтому возникла новая концепция о том, что 50% площадей нужно отдавать под основную коллекцию, а на оставшихся – формировать инфраструктуру: создавать и вести лектории, иметь выставочные залы, места для творчества детей и людей третьего возраста, места для хранения и реставрации для проведения научной работы, считает И.Антонова. По ее словам, в ГМИИ задачи для научной деятельности сейчас стоят в популяризации, в просветительской работе, так как все научные каталоги выставочных композиций уже изданы.

Музеям, по мнению И.Антоновой, предстоит продолжить «диалог с современным искусством», с внедрением новых форм работы с людьми и многое другое.

В завершение лекции Ирина Антонова ответила на вопросы сотрудников Аппарата Госдумы, журналистов, студентов и преподавателей ведущих российских вузов.