18 апреля, в Международный день охраны памятников и исторических мест, координатор общественного движения Архнадзор Рустам Рахматуллин выступил в Госдуме в рамках цикла лекций, приуроченных к Году культуры.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко
Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
представила Р.Рахматуллинакакизвестного общественного деятеля и лауреата национальной премии в области литературы и других премий, как профессионала, внесшего большой вклад в сохранение архитектурного наследия Москвы.
В своей лекции Р.Рахматуллинрассказал об истории создания общественного движения, объединившего в своих рядах профессионально занимающихся сохранением архитектурного наследия ученых и простых москвичей, сравнив их деятельность с деятельностью экологов.
По его словам, проводя еще с 80-х годов правозащитную работу, его соратники искали точное определение своей деятельности от «охранителей» до «экологов культуры», и только в последние годы нашли емкое славянское слово — «градозащита». Причем градозащитная деятельность выходит за пределы города, защищая уникальные архитектурные объекты и памятники культуры. «Сетка этих уникальных территорий положена поверх кадастрового режима, а атака на них – атака на культуру, на нас, на наши границы», — заявил Р.Рахматуллин.
Пространство культуры является и правовым пространством, считает лектор, разбивая предмет защиты на «три цветных квадрата» по степени защиты. Первый – территория самого памятника, где недопустима даже возможность новых построек, доступ на нее только для реставраторов, т. к. здесь «защищается завершенное творение и действует закон о культурном наследии». Второй – территория зоны охраны памятников, на которой действует ограничение новых строений и закон об охране памятников. Третий – возможна любая строительная деятельность, в рамках соблюдения градостроительной политики и законных условий.
Работу Архнадзора общественный деятель условно разбил на два этапа. Годы с 1994 по 2010 Р.Рахматуллин назвал «разрушительной градостроительной политикой» мера Лужкова и «сырьевой политикой по отношению к своему наследию в исторической части города». Тогда стояла задача по минимизации последствий вторжения в образ исторических зданий, будь–то перекрытие железными воротами Гостиного двора на Ильинке, или возникновение «идеи» по постройке купола над Хлебным домом при реконструкции в Царицынском парке.
В этот период расширился круг сторонников Архнадзора, проводились массовые протестные действия, например в Кадашах. Известная широкой общественности протестная работа — «только поверхность», по его мнению, более сложной является «дедуктивная работа по прочтению тендерной документации между строк».
Второй этап, по его словам, начинается после 2010 года и отличается сменой приоритетов, когда новое правительство Москвы заняло срединную позицию медиатора в диалоге между обществом и интересами бизнеса, отдавая приоритет сохранению памятников, а не так называемой «реконструкции». Но такую позицию ученый также назвал «шаткой» и предостерег от проводимой политики «исключения из правил», допустившую потерю двух третей стадиона Динамо, потерю уникального здания кругового депо на Ленинградском вокзале и др.
Сегодня общественному движению Архнадзор «не хватает гласности». В этой связи лектор отметил «войну экспертиз» и одобрил последние действия правительства города по решению этой проблемы, а именно, возрождению в Мосгорнаследии коллегиального органа – экспертизы.
В завершение лекции Р.Рахматуллинподробно ответил на вопросы журналистов, студентов и преподавателей ведущих российских вузов.