Выступление Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина на открытии второго Международного форума «Евразийская экономическая перспектива» (17 апреля 2014 года)

Выступление Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина на открытии второго Международного форума «Евразийская экономическая перспектива» (17 апреля 2014 года)
Выступление Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина на открытии второго Международного форума «Евразийская экономическая перспектива» (17 апреля 2014 года)

Доброе утро, уважаемые коллеги! Позвольте открыть пленарное заседание второго Международного форума «Евразийская экономическая перспектива». Наш форум, проводился год назад по инициативе парламентариев, стал хорошей дискуссионной площадкой для того, чтобы привлечь широкие слои гражданского общества в процессы евразийской интеграции. «Круглые столы» в рамках форума с успехом прошли в Минске и в Казани, а также на двусторонней основе в парламентах Киргизии и Армении.

Наше заседание проходит в преддверии подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, намеченного на май этого года. И представляется чрезвычайно важным сегодня ознакомить широкую общественность с итогами и перспективами евразийской интеграции.

Сразу после распада Советского Союза в условиях нарастающих процессах социально-экономического кризиса, региональных конфликтов и попыток вновь образованных стран войти в мировую экономику особую роль сыграла обоснованная двадцать лет назад Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым евразийская идея. Она показала горизонты оптимального геополитического выбора стран Содружества независимых государств. Программное выступление Нурсултана Назарбаева в Московском государственной университете в марте 1994 года положило начало теории и практике формирования Евразийского союза, основанного на принципах суверенитета, добровольности, равенства и экономической заинтересованности государств.

За прошедшие годы идея евразийской интеграции получила широкое признание и воплотилась в Таможенный союз и Единое экономическое пространство: Белоруссии, Казахстана и России – стран, уверенно идущих сегодня к созданию Евразийского экономического союза.

Этот, уже накопленный, опыт позволяет сделать некоторые выводы о будущем евразийском сотрудничестве.

Первое. Стало очевидным, что разноуровневая и разноскоростная интеграция стран Содружества может и должна базироваться, в первую очередь, на их экономическом развитии. Практика ЕврАзЭС уже показала недостаточность интеграции лишь на основе политической готовности к сближению. Именно поэтому в 2010 году Белоруссией, Казахстаном и Россией в «системе координат» ЕврАзЭС было создано принципиально новое интеграционное объединение – Таможенный союз. А спустя два года началось формирование Единого экономического пространства – то есть, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Второе. Политическая воля и реальные, взаимные шаги к повышению уровня социально-экономического сотрудничества – являются обязательным фактором дальнейшего развития интеграции. Интеграции – через более широкое вовлечение общественных кругов и последовательное движение в этом направлении.

В этой связи показательна ситуация на Украине. Страна, участвовавшая в 2003–2004 годах в формировании Единого экономического пространства, отказалась в 2005 году от евразийского пути развития и, несмотря на очевидные социально-экономические потери, проводила под давлением Запада иную интеграционную экономическую политику. Отсутствие последовательности и консенсуса по этим вопросам осенью прошлого года стали одним из поводов к началу внутреннего конфликта, который разросся до глубочайшего политического кризиса, причем, политику с анти-евразийским вектором развития Украины. С ней не согласна значительная часть населения.

Третье. Известно, что евразийский проект открыт для других стран СНГ. Однако приём новых членов должен происходить при одновременной как экономической, так и политической готовности. Именно поэтому в проектах «дорожных карт» для евразийской интеграции Армении и Киргизии предусмотрено выполнение целого комплекса соответствующих условий, в том числе – правовых.

Четвёртое. В интеграционных процессах функциональное и институциональное развитие всегда тесно связаны друг с другом. Так, темпы формирования общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы во многом определяются эффективностью Евразийской экономической комиссии, Евразийского суда, а также сотрудничеством парламентов Белоруссии, Казахстана и России по унификации и гармонизации их национальных законодательств в сфере экономики. Добавлю, что по мере готовности и на основе общего согласия парламентское измерение евразийской интеграции может в перспективе приобрести более развитые формы.

Пятое. Интеграция приносит взаимные плоды. Для наших стран она уже позволила в 2010–2012 годах обеспечить прирост валового внутреннего продукта. Прирост – на фоне его снижения в большинстве государств Европейского союза. Причём, наш рост взаимной торговли намного опережал рост внешней торговли. Вместе с тем, с 2013 года этот рост замедлен. Но дело здесь не только в кризисных явлениях мировой экономики – мы во многом исчерпали резервы, заложенные в общем рынке товаров. К тому же, возможности общего рынка услуг и капиталов задействованы пока в очень малой степени. Эффективной интеграции могла бы способствовать и ликвидация сохраняющихся ещё изъятий и ограничений.

Шестое. Объединение наших стран не может носить узко экономический характер. Для повышения эффективности будущего Евразийского экономического союза важно расширить сферы взаимодействия за счёт культурно-образовательного, информационного, научно-технического и экологического сотрудничества. А значит – важно сохранить в Евразийском экономическом союзе уже созданную профильную нормативно-правовую базу ЕврАзЭС, а также учесть опыт Союзного государства Белоруссии и России.

Седьмой пункт. Сегодня всё более очевидна востребованность вовлечения широких слоев общественности в процессы евразийской интеграции. Деятели культуры и учёные, представители деловых кругов и молодёжи, гражданского общества, в целом, становятся движущей силой евразийского строительства. В частности, этому уже способствует и наш с вами форум.

Восьмое. Евразийский или европейский выбор – это суверенное право любого государства. При этом, как я уже неоднократно подчеркивал, противопоставлять европейский и евразийский векторы интеграции нельзя. Ведь в исторической перспективе европейская интеграция может стать составной частью евразийской интеграции, ибо сама Европа – это часть обширного Евразийского континента. Поэтому наши страны изначально стремятся к гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском союзах, к созданию в будущем, как и предвидел Президент Французской Республики, генерал Шарль де Голль – общеевропейского пространства без разделительных линий от Лиссабона до Владивостока.

Наконец, всякие , тем более, откровенные попытки помешать геополитическому выбору наших государств лишний раз свидетельствуют об уже достигнутом успехе Таможенного союза и Единого экономического пространства. В мире действительно формируется новый и серьёзный геополитический игрок – Евразийский экономический союз, который в перспективе соединит переживающую в течение семи лет рецессию Западную Европу с быстроразвивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Стремление властей ряда западных стран путем введения санкций помешать сотрудничеству Европейского Союза с Евразийским экономическим пространством, не учитывает нашего уникального геополитического положения и лишь ускорит интеграцию другими странами азиатского региона.

Завершая выступление, еще раз подчеркну: практическое воплощение и мировое признание обоснованной еще 20 лет назад евразийской идеи, обеспечит в будущем общеконтинентальный процесс евразийской экономической интеграции. В этом стратегически заинтересованы народы и Европы, и Азии. Уверен, что в самом ближайшем будущем евразийская интеграция станет одной из основ мировой архитектуры XXI столетия.

Благодарю за внимание.