Перспективы развития судостроительной отрасли обсудили в Государственной Думе

3 апреля Комитет по промышленности провел заседание экспертного совета при Комитете. Его темой стало обсуждение перспектив судостроительной отрасли в контексте Государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы».

В работе заседания приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства промышленности и торговли, крупных судостроительных предприятий.

«Использование потенциала судостроительных производств воссоединенных с Россией территорий Крыма – одна из основных задач отрасли», – отметил, открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета по промышленности Владимир Гутенев Гутенев Владимир Владимирович Гутенев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Продолжая, он подчеркнул, что за последние годы объемы финансирования судостроения значительно выросли, что дало свои результаты. В 2013 году было спущено на воду 12 больших и 43 малых военных судна. По его словам, в мировом строительстве военной направленности на Россию приходится 12%. Хуже дело обстоит со строительством пассажирских судов, где доля России 0,6% и 21 место в мире.

Тем не менее, В.Гутенев считает, что выделенные средства на судостроение расходуются не эффективно, о чем свидетельствуют данные Счетной палаты: «Есть случаи, когда деньги на исследования тратятся, но исследования не производятся». Он также обратил внимание на необходимость усиления политики импортозамещения.

Кроме того, заместитель председателя Комитета выразил обеспокоенность подготовкой кадров будущих инженеров. По его данным, экзамен по физике, выбирают только 7% учеников российских школ. Это свидетельствует, полагает он, что менее 10% учеников выберут технические специальности.

Заместитель Министра промышленности и торговли Алексей Рахманов обратил внимание на не готовность России производить крупные пассажирские суда. Он связал это с тем, что большинство предприятий судостроения – это наследие СССР, часть из которых построены на территории Украины. Без зарубежных партнеров российские компании могут построить только третью часть пассажирского парохода. В этой связи он отметил важность локализации производства. «Мы с большой надеждой смотрим на те предприятия, которые расположены на территории Крыма. За рубежом же будем строить в крайних случаях», – сообщил А.Рахманов. Он также положительно воспринял инициативу об активном привлечении в судостроение частного капитала, сказав, что «мы будем смотреть с широко открытыми глазами на инвестиционный капитал в кораблестроении».

На проектирование и строительство корабля необходимо от трех до пяти лет, в этой связи участники заседания неоднократно говорили о необходимости долгосрочного планирования в отрасли.

По итогам участники заседания выработали ряд рекомендаций Министерству промышленности и торговли. В частности, ускорить разработку и внесение на рассмотрение Государственной Думой законопроекта «О промышленной политике в Российской Федерации», предусмотрев в нем механизмы повышения инвестиционной привлекательности судостроения.