М.Пиотровский: «Музейные коллекции должны быть неделимы»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа – председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский прочел в Госдуме лекцию в рамках цикла лекций, приуроченных к Году культуры, на тему «Культура как судьба нации».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко
Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
, представляя М.Пиотровского, назвала его «человеком, имеющим одно из самых уважаемых имен России», «человеком с собственной позицией».
Предваряя лекцию, М.Пиотровский выразил надежду, что Год культуры в Российской Федерации «поможет не только собрать силы для того, чтобы развивать нашу культуру, но и убрать множество недопонимания, незнания, что такое наша культура, и для чего она существует». А также выразил благодарность Государственной Думе за несколько принятых в последнее время законов, связанных с археологической защитой и борьбой с «черными» археологами.
Одним из самых важных законов директор Эрмитажа назвал принятый в 2011 году закон «О Музейном фонде», предотвративший продажу музейных коллекций за границу, как это было в 20-е годы прошлого века. «Музейные коллекции должны быть неделимы, не должны покидать музей, кроме тех случаев, когда их плохо содержат», — заявил он. — «Для нас эта позиция сегодня важна, и в связи с ситуацией с Крымом».
«В метафизическом смысле, культура – ненаследуемая биологически память поколений, то, что создается поколениями, что передается через образование, через институты культуры, — это смысл жизни человечества. Память – это то, ради чего люди существуют, если нет памяти – то жизнь народа, человека, страны прожита зря», — считает М.Пиотровский. Культура в широком понимании объясняет все, продолжил он: «И экономика, и политика может объясняться через особенности культуры».
Директор Эрмитажа остановился на ряде теорий, которые определяют позиции общества по отношению к культуре, упомянув и российскую теорию социодинамики. Культура из прошлого ориентирована на будущее, вся культура для директора музея «сводится к музею». Данный подход М.Пиотровский продемонстрировал на примере последнего события – однодневной выставки «Взятие Парижа» в Фельдмаршальском зале Эрмитажа с выносом ротой Почетного караула уникальных знамен воинских частей, участвовавших во взятии Парижа. Это часть деятельности Эрмитажа по сохранению культуры государственности. В этом ряду стоит восстановление Петровского зала, реставрация и освящение креста, который ранее всегда находился над Зимним дворцом, и размещение во время недавних крымских событий информации о части уникальной коллекции на странице музея в Фейсбуке, где были представлены уникальные открытки с видами Крыма, медали, врангелевские значки и советские медали, древности Крыма и др.
Культура постоянно находится в прямой зависимости от событий, связанных с историей и политикой, как это было и с Крымом, где всегда работали археологические экспедиции музея. В связи с этим М.Пиотровский акцентировал внимание на громадной ответственности музейных работников за памятники и культурное достояние и наследие Крыма и призвал не допустить того, чтобы на утесах, где стояли античные храмы, продолжили деятельность вслед за украинскими российские девелоперы. Уровень разграбления «черными» копателями на полуострове он также назвал огромным. Эта проблема есть не только в Крыму, но и на Северном Кавказе.
Широко обсуждаемую информацию о закладе всего скифского золота украинскими «властями» М.Пиотровский назвал «легкой пиаровской вещью», призвав с осторожностью относиться «ко всякого рода домыслам и вымыслам».
Свою обеспокоенность М.Пиотровский выразил по поводу судьбы выставки «Крым: золото и секреты Черного моря», которая сейчас находится в Амстердаме, назвав сложившуюся ситуацию большой проблемой и трудной задачей для нашей дипломатии, «которую нужно решить, не впадая в конфронтацию». При этом директор Эрмитажа еще раз напомнил о неделимости коллекций, заявив, что «все вещи, которые были в крымских музеях, должны быть возвращены». Политикам и дипломатам предстоит решать сложную задачу: права культуры — определенная категория.
Далее М.Пиотровский остановился на проектах развития Эрмитажа как универсального исторического музея, подробно продемонстрировав на слайдах концепцию «Большой Эрмитаж», начиная с объединения пространства и превращения Дворцовой площади в Форум Петербурга, с создания новых выставочных галерей, и заканчивая оцифровкой к концу года 3 млн. экспонатов и 2 млн. картин.
В своем выступлении М.Пиотровский затронул тему государственной политики в сфере культуры. Чтобы культура в целом процветала, государство должно, по его мнению, не быть меценатом для сферы культуры, а инвестировать в культуру как в будущее страны. При этом важным является не только сохранение территории культуры, но и государственное, а не коммерческое страхование.
Одну из функций культуры (рассказывать историческую правду) М.Пиотровский продемонстрировал на примере Меншиковского дворца и судьбы самого А.Меншикова, подчеркнув, что музейная задача – не навязывать, а показывать.
Директор Эрмитажа подробно остановился на ряде значимых выставок, например, выставку «Бронзовый век – Европа без границ» представил как «триумф музейного сотрудничества» между Россией и Германией, а также познакомил собравшихся с новыми проектами Эрмитажа не только в самом музее, но и в крупных российских городах и столицах мира.
В завершение лекции М.Пиотровский подробно ответил на вопросы студентов и преподавателей ведущих российских вузов.