Федеральный государственный образовательный стандарт: проблемы нормативно-правового регулирования - с "круглого стола", прошедшего в Госдуме 3 октября 2007 года

Комитет по образованию и науке провел «круглый стол» на тему: «Федеральный государственный образовательный стандарт: проблемы нормативно-правового регулирования».

В дискуссии, приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, представители образовательного сообщества, общественных и религиозных организаций.

Участники «круглого стола» обсудили законопроект, внесенный Правительством и принятый Госдумой в первом чтении. Проект предусматривает изменение понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Предложено отказаться от деления образовательных стандартов на федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения и ввести единый федеральный государственный образовательный стандарт. Одновременно действующий закон об образовании предложено дополнить новыми понятиями: «примерная основная образовательная программа», «основная образовательная программа образовательного учреждения» и «дополнительная образовательная программа образовательного учреждения».

Вел «круглый стол» председатель Комитета Николай Булаев Булаев Николай Иванович Булаев
Николай Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. «Законопроект, — отметил он, — совершенно обоснованно вызвал большую дискуссию и в образовательной среде, и за ее пределами, поскольку затрагивает очень важные стороны деятельности образовательных учреждений, и не только. Ни один законопроект, который мы рассматривали в Комитете и выносили на пленарные заседания, не обходился без широчайшего публичного обсуждения. И этот проект не исключение. Мы его будем обсуждать столько времени, сколько потребуется, — заверил председатель Комитета. — Мы должны выпустить закон, который не будет иметь разрушающего характера».

Предваряя обсуждение, Н.Булаев сообщил, что существуют две «радикально отличающиеся» точки зрения на законопроект. И обе касаются регионального компонента образовательного стандарта. Первая, по его словам, заключается в том, что региональный компонент — это «некий пережиток», который должен быть «иначе понят и сформулирован». Вторая сводится к тому, что региональный компонент — «это то, без чего жить никто не может».

Представитель Законодательного Собрания Краснодарского края Виктор Чернявский уверен, что отмена национального регионального компонента приведет к ликвидации значительного количества учебных предметов, обеспечивающих углубленное знакомство школьников со своим краем, его историей и культурой. На территории Краснодарского края такими предметами, по словам В.Чернявского, являются кубановедение, ранние основы безопасности жизнедеятельности и основы православной культуры.

Депутат Государственной Думы Галина Дорошенко заострила внимание участников дискуссии на дальнейшей судьбе педагогов, которых «специально готовили» к преподаванию предметов в рамках регионального компонента.

За сохранение регионального компонента высказался и протоиерей Борис Даниленко. Он подтвердил, что преподавание основ православной культуры ведется в рамках регионального компонента, и высказал опасение, что, если такая «трехчастность» образовательной структуры будет исключена, «все образовательные наработки, программы, практика», окажутся «за дверями российской школы».

По мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
, законопроект может иметь два прямо противоположных последствия. «Если под примерной образовательной программой мы будем понимать жесткую программу, как это было в советский период, то проект, безусловно, ужесточает степень государственного регулирования содержания образования. Если же это будет только примерная программа, а не обязательная, то каждая школа сможет учить ребенка когда хочет и чему хочет, и только в последний год, вероятно, натаскивать на единый госэкзамен», — пояснил он. Кроме того, по словам О.Смолина, в проекте четко не определены условия образовательной деятельности. «Создается впечатление, что условия реализации образовательных программ — это те требования, которые государство предъявит к школе, не создав ей соответствующие условия, — сказал О.Смолин. — В законе важно внятно описать условия реализации образовательных программ и однозначно определить, что ответственность за их обеспечение лежит на учредителях и соответствующих органах власти». Настороженность в образовательном сообществе, по словам О.Смолина, вызывает утверждение, что закон не потребует дополнительных расходов. По данным депутата, цена закона составит 25–30 млрд. рублей.

Представитель государственного Научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования Игорь Метлик заметил: «Если новые обязательные минимумы будут хотя бы на 5 процентов отличаться от ныне действующих, это означает опять переписывание учебников, пособий, огромная работа, затрата сил и средств».

Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков предложил ко второму чтению рассмотреть вопрос о поэтапном введении стандартов образования. «Не хотелось бы, чтобы скоропалительность введения стандарта привела к негативной оценке последствий», — сказал он.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ