Комментарии парламентским журналистам Председателя Государственной Думы ФС РФ Б.В.Грызлова в преддверии Пятой встречи руководителей парламентов стран «Группы восьми» в Санкт-Петербурге (по материалам информационных агентств) (15 сентября 2006 года)

По итогам предыдущих встреч, могу сказать, что все мы разделяем заинтересованность в активизации диалога между законодателями. Обсуждение, кстати, идет не только в рамках «восьмерки», но и в рамках международных парламентских организаций, и повышает качество национального законодательства.

(1 марта 2006 года)

Мы придаем большое значение развитию взаимодействия России с другими странами «Группы восьми» и, в частности, предстоящей 15–17 сентября 2006 года в Санкт-Петербурге встрече с коллегами-парламентариями. Символично, что наших гостей мы примем в Таврическом дворце – здании, сыгравшем особую роль в судьбе российского парламентаризма, где 100 лет назад открылось первое заседание Первой Государственной Думы в России.

Встреча руководителей парламентов, которая пройдет после основного мероприятия – саммита глав государств, позволит продолжить диалог в рамках «восьмерки» уже в парламентском измерении. Вообще взаимодействие на уровне законодателей в последнее время приобретает все большую роль. Практика показывает, что именно в таком формате многие вопросы, актуальные как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом, решаются наиболее предметно и эффективно.

(25 июня 2006 года)

Июльская встреча лидеров «группы восьми» в Санкт-Петербурге показала, что лидеры современного мира способны предложить согласованный ответ на глобальные вызовы и угрозы. Пример взвешенного ответственного подхода – выработка общей позиции по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Полагаю, что этот вопрос тоже найдет отражение на встрече руководителей парламентов.

И российские парламентарии, и наши коллеги из зарубежных парламентов, все мы рассматриваем сентябрьскую встречу как продолжение той работы, которую вели главы государств и правительств восьми стран. Как принимающая сторона мы сделаем все, чтобы организовать работу наиболее эффективным образом, чтобы уровень межпарламентской встречи соответствовал уровню прошедшего саммита.

(18 июля 2006 года)

Один из двух основных вопросов нашей повестки будет посвящен участию законодателей в противодействии новым вызовам и угрозам. Значимость этого вопроса понятна: при всей противоречивости и многогранности мира, при разнообразии национальных интересов у всех нас есть общие проблемы. Наличие таких «точек соприкосновения» само по себе предполагает активное взаимодействие государств, а значит является не только вызовом, но и стимулом международного сотрудничества.

В числе общих вызовов и угроз: международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, неконтролируемая миграция, торговля людьми, загрязнение окружающей среды и опасность экологических катастроф, трансграничные инфекционные заболевания.

С развитием цивилизации постоянно возникают новые проблемы, в том числе и глобального характера – например, терроризм. Но есть и такие, которые существовали на протяжении всей истории человечества. Среди них – инфекционные заболевания. Масштаб воздействия инфекционных болезней на человечество наглядно демонстрирует тот факт, что из 51 миллиона человек, ежегодно умирающих в мире, почти треть погибает от инфекций, тогда как, например, от сердечно-сосудистых болезней – пятая часть.

Инфекционная угроза включает в себя целый комплекс проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, с необходимостью обеспечения населения чистой водой, экологически чистыми продуктами, с хаотичной миграцией, особенно в развивающихся странах, и так далее.

Этот пример показывает, что необходим системный подход к преодолению существующих общемировых проблем, многие из которых взаимообусловлены.

Важно, чтобы предстоящая встреча руководителей парламентов стран «Большой восьмерки» стимулировала проведение детального анализа существующих угроз миру и безопасности. Такой мониторинг будет способствовать координации внутригосударственных и международных усилий, выработке единых подходов и общей консолидации международного сообщества.

(30 августа 2006 года)

Кроме законодательного противодействия новым вызовам и угрозам участники сентябрьской встречи обсудят вопросы международно-правового обеспечения глобальной энергетической безопасности. Для России – как для одного из ведущих мировых энергетических поставщиков – данная тема особенно актуальна.

Считаю, что принципиальная позиция должна заключаться в том, что проблемы энергетической безопасности не могут касаться одной страны, даже если эта страна – ведущий экспортер энергоресурсов. Они носят действительно глобальный характер, поэтому здесь крайне необходима эффективная международная координация действий и подходов.

Сам факт включения по предложению российской стороны вопросов глобальной энергетической безопасности в повестку «восьмерки» – в год нашего председательства в «Группе восьми» – говорит о стремлении России к развитию диалога, к активному взаимодействию с нашими партнерами.

Мы рассчитываем, что это стремление носит взаимный характер – только тогда диалог будет в полном смысле равноправным и конструктивным. К сожалению, на практике он таковым является не всегда – Россию призывают к либерализации энергетической политики и одновременно всячески препятствуют расширению участия российских компаний в развитии мировой энергетической инфраструктуры.

Сотрудничество и координация в сфере обеспечения глобальной энергетической безопасности предполагают совместную работу по нескольким направлениям. В их числе привлечение стабильных международных инвестиций в добычу, переработку и сбыт энергоресурсов, общее повышение энергоэффективности и энергосбережения, разработка и внедрение экологически чистых энергетических технологий, обеспечение прозрачности управления в энергетическом секторе.

В каждом из этих направлений велика роль парламентариев. Обеспечение справедливого, стабильного и эффективного правового регулирования сферы энергетики – в рамках как национального, так и международного законодательства – как раз и станет предметом обсуждения на предстоящей встрече с нашими партнерами по «Группе восьми» в Санкт-Петербурге.

(31 августа 2006 года)