На парламентских слушаниях обсудили перспективы приватизации ОАО «РЖД»

20 марта Комитет Госдумы по вопросам собственности провел парламентские слушания на тему: «Приватизация железных дорог в России и Германии (на примере ОАО «Российские железные дороги» и «Deutsche Bahn AG»): цели, подходы, результаты и перспективы». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Минэкономразвития, ФАС, Счетной палаты, ОАО «РЖД», Следственного комитета, областных заксобраний и администраций, общественности и СМИ.

Публичное обсуждение актуальных вопросов приватизации железных дорог в России вызвало живой отклик общественности и депутатского корпуса. Большинство участников слушаний в Госдуме придерживались мнения, что железнодорожный транспорт имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности нашего государства, в целом, и экономики, в частности. Поэтому важным является сохранение контроля государства за деятельностью ОАО «РЖД».

Мнения выступающих расходились только в процентном соотношении пакета акций, отдаваемого на продажу и остающегося под управлением государства.

Позицию профильного комитета во вступительном слове озвучил председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
: «Снижение доли государственного участия в капитале ОАО «РЖД» ниже 75% плюс одна акция создаст системные риски для влияния на экономическую и социальную политику государства в транспортной отрасли, а также обеспечение обороноспособности и безопасности государства».

«Логичной и предпочтительной была бы продажа пакета акций ОАО «РЖД» крупному российскому инвестору, например Пенсионному фонду РФ», — заявил председатель профильного комитета. С.Гаврилов сказал, что итоги первого этапа реформирования железных дорог «нельзя назвать успешными», так как возник ряд проблем, приведших к невозможности четкого планирования железнодорожных перевозок, вызвавшего проблемы и с логистикой грузов.

Находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», по словам С.Гаврилова, предусматривает возможность приватизации 5% находящихся в федеральной собственности акций ОАО «РЖД» и необходимость сохранения доли Российской Федерации в уставном капитале общества не менее 95%.

Директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Роман Палочкин акцентировал внимание на необходимости привлечения в железнодорожную отрасль частных инвестиций, потому что, по утвержденной Правительством Дорожной карте приватизации, ОАО «РЖД» должно завершить окончательный переход на рыночные стандарты и стать коммерческой компанией, снизив финансовую зависимость от государственных инвестиций. Представитель Минэкономразвития также сообщил собравшимся, что Дорожная карта не выполнена, возложив ответственность за неисполнение на ведомства и саму компанию, заявив, что в настоящий момент пересматриваются сроки по карте и проходит пересмотр, в том числе, рисков.

На рисках от приватизации сделал акцент в своем выступлении, вызвавшем аплодисменты зала, первый заместитель председателя Комитета по собственности Валерий Селезнёв Селезнев Валерий Сергеевич Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, обвинивший Минэкономразвития в лукавстве по поводу значимости инвестиций в развитие компании: «Во‑первых, продажа 5%-ого пакета акций… в денежном выражении будет около 90 – 100 млрд. рублей, что для РЖД совершенно незначительная сумма — это все лишь одна четвертая часть годового инвестбюджета РЖД. Это явно РЖД счастливей не сделает! Во‑вторых, каким образом эти деньги попадут в РДЖ? При продаже пакета деньги должны попадать в бюджет Российской Федерации, …а не на какие‑то цели в РЖД».

Депутат предостерег желающих от «маниакального желания начать приватизацию РЖД в виде отчуждения 5%-го пакета акций» и подчеркнул: «Потом из этого пакета акций можно сделать такие вещи, что оставшиеся 20% для блокпакета будут куплены по цене ниже первоначальных 5%. …Продажу любого, 5-ти или 20-ти процентного пакета акций РЖД, просто делать нельзя! … Где гарантия, что этот пакет буде приносить прибыль в Пенсионный фонд? Он вынужден будет избавляться от этих акций. …И где гарантии, что эти акции потом не окажутся в руках у Фиртоша или Тягнибока?»

Мнение депутата поддержал аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов, отметив, что «Cчетная палата также призывает все тщательно продумать, просчитать и прописать, в том числе и законодательным образом».

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сказал: «Вопросы приватизации, действительно, не могут обсуждаться в отрыве от общего изменения текущей ситуации на рынке транспорта, в отрыве от того, каким образом прошли структурные реформы, без учета тарифообразования». В своем выступлении А.Голомолзин привел примеры развития конкурентной среды на железнодорожном транспорте в Германии, а также остановился на успехах ФАС в развитии конкуренции на рынках авиаперевозок и нефтедобычи в России.

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов предложил участникам парламентских слушаний самим делать выводы, а также отметил, что «вопрос приватизации РЖД крайне непростой, …решение данного вопроса должно быть продумано до мелочей», и привел цифры, демонстрирующие вклад компании в экономическую и социальную жизнь страны: «ОАО «РЖД» выполняет свыше 43% грузооборота, а без учета трубопроводного транспорта – свыше 85%; за 10 лет работы компании было доставлено более 12,8 млрд. тонн грузов, перевезено 11,7 млрд. пассажиров. При этом даже в условиях экономического кризиса и его последствий компания сохранила свою устойчивую работу. Компания вкладывает 1,8% в ВВП страны, 1,3% — налоговые поступления в бюджеты всех уровней, при этом размер налоговых отчислений, который осуществляет компания, в 3 раза превышает объем средств, которые компания получает от Правительства».

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак Брячак Михаил Васильевич Брячак
Михаил Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
напомнил о высокой ответственности в настоящий исторический момент и структурообразующей роли компании, и о том, что «без железных дорог не могут функционировать многие регионы страны ни в экономическом, ни в социальном плане». «Если бы не было четкой системы управления, мобилизации российских железных дорог при проведении олимпиады в Сочи», невозможно было бы решить эти задачи, заявил депутат. Железные дороги, по его мнению, это «каркас экономики страны, чтобы государство могло быть сильным, эффективным». Комитет по транспорту, по словам депутата, выступает против приватизации ОАО «РЖД» «как важнейшего структурного элемента нашего федеративного устройства».

Участники парламентских слушаний, обсудив весь спектр вопросов, касающийся потенциальной возможности продажи государством пятипроцентного пакета акций ОАО «РЖД», рекомендовали Правительству Российской Федерации «не торопиться и более взвешенно подходить к принятию решений о продаже активов стратегически значимых инфраструктурных монополий, поскольку приватизация не должна становиться целью экономической политики государства, а должна служить эффективным инструментом реализации стратегических целей экономического и социального развития страны».