Концепция совершенствования педагогического образования нуждается в доработке - с расширенного заседания Комитета

Совершенствование педагогического образования стало темой расширенного заседания Комитета по образованию, в котором приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования, представители региональных законодательных собраний, руководители учреждений высшего и среднего профобразования.

Открывая заседание, председатель Комитета Вячеслав Никонов Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что поводом для разговора стал подготовленный Минобрнауки проект концепции поддержки развития педагогического образования. По словам В.Никонова, документ вызвал немало вопросов у педагогического сообщества.

Заместитель председателя Комитета Надежда Шайденко Шайденко Надежда Анатольевна Шайденко
Надежда Анатольевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
пояснила, что в проекте концепции предложено отказаться от «линейной» траектории обучения, изменить содержание программ подготовки и технологий обучения педагогов, усилить практическую составляющую. Она поддержала идею педагогического бакалавриата, который будет существовать в рамках сетевого взаимодействия колледжей и вузов.

Заместитель председателя Комитета Ирина Мануйлова Мануйлова Ирина Викторовна Мануйлова
Ирина Викторовна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
указала на отсутствие обоснованного долгосрочного прогноза потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в сфере общего образования. Она предложила в ближайшее время создать систему прогнозирования и возродить практику наставничества в школе, используя в качестве механизма эффективный контракт.

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев призвал поддержать проект концепции, которая распространится на подготовку педагогов для дошкольного и общего образования.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова отметила, что пока документ носит ведомственный, отраслевой характер и не дает ответа на вопрос, каким должен быть современный учитель. Кроме того, считает Л.Глебова, в работу над концепцией следует активнее вовлекать регионы.

Депутат Николай Булаев Булаев Николай Иванович Булаев
Николай Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подверг критике заложенную в концепции идею прикладного бакалавриата. «Выдавать дипломы среднего профобразования под каким бы то ни было прикрытием — неимоверная ошибка, которая девальвирует высшее профобразование», — сказал он.

Председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Леонид Глок, поддержав концепцию, указал на отсутствие финансовых механизмов ее реализации.

Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая затронула тему качества учебников. «Даже учебникам, рекомендованным к использованию в школах, эксперты дают оценку не выше «удовлетворительно», — сказала она.

Ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Владимир Афанасьев предложил оценить степень риска от реализации предлагаемой концепции.

Директор Ногинского филиала Московского государственного областного университета Ирина Смирнова с сожалением констатировала, что прием на обучение в организации среднего профобразования ведется на общедоступной основе, то есть без вступительных испытаний по большинству специальностей и без учета психологических особенностей и индивидуальных наклонностей обучающихся. «У педагогического колледжа не существует возможности предварительного отбора абитуриентов», — заключила она. Кроме того, по словам И.Смирновой, необходимо готовить будущих педагогов к работе с разными категориями детей, в том числе с детьми, требующими особого подхода.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
предложил ввести специальный конкурс для поступающих в педагогические вузы и внедрить программы дополнительного образования для будущих педагогов, чтобы учителя были не только профессионалами, но и интересными людьми.