Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на закрытии осенней сессии 23 декабря 2013 года

Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на закрытии осенней сессии 23 декабря 2013 года
Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на закрытии осенней сессии 23 декабря 2013 года

Уважаемые коллеги!

Подошла к концу осенняя сессия 2013 года – уже четвёртая в нашем созыве. За четыре месяца мы приняли около 200 законов.

Однако в этом – заключительном – выступлении я остановлюсь не на количественных, а на качественных показателях прошедшего года. А также – обозначу некоторые задачи на будущее.

Закрывая осеннюю сессию – мы завершаем и юбилейный год. 20-летие Конституции и Федерального Собрания стало действительно знаковым событием для всей страны. И я хочу ещё раз поблагодарить всех депутатов и Аппарат Госдумы за внимательное отношение к столь значимой дате, за активное участие как в торжественных, так и во многих содержательных, рабочих мероприятиях.

Всё это помогло не только лучше осознать наши текущие, перспективные задачи, но и приступить к их решению. Несколько слов о том, что уже сделано.

Взаимодействие двух палат Федерального Собрания – стало более тесным. Прямо скажу – вышло на новый этап. И во главу угла мы поставили интересы развития российского законодательства и реализацию конституционных полномочий парламента.

Этот год стал важным и для развития межпарламентского диалога. Такие события, как Второй Международный парламентский форум, осенний визит нашей делегации в ПАСЕ и другие показали, что возникающие разногласия – не являются непреодолимой преградой для сотрудничества. Я уверен, что это прямо связано с ростом уважения к международному праву, следствием чего является сокращение попыток конфронтации и навязывания одной точки зрения.

В уходящем году Россия убедительно и аргументировано заявила международному сообществу о необходимости строгого соблюдения всеми государствами норм международного права, уважения суверенитета, прав и свобод граждан других стран. Твёрдая позиция политического руководства России в отношении событий вокруг Сирии, Ирана, Украины – привела в чувства многих, кто стал забывать, что такое международное право и в чём состоит этика межгосударственных отношений.

Будущий год даёт нам хорошие шансы для развития равноправного и взаимовыгодного диалога. Я говорю о российском председательстве в «восьмерке», в том числе, большой парламентской «восьмёрке», и, конечно – об Олимпийских играх в Сочи.

Как и в любом парламенте – на нашу повестку влияли события не только внутри страны, но и за её пределами. Новое звучание получила тема интеграционных экономических проектов. Здесь, безусловно, на первом месте стоит евразийское направление. Причём, следующий год – должен стать решающим на пути к Евразийскому экономическому союзу, который открыт для присоединения и других участников.

Уважаемые коллеги!

Представленный нами Отчёт о состоянии российского законодательства – стал результатом совместной работы обеих палат Федерального Собрания с региональными парламентариями и обозначил новое поле работы Совета законодателей.

Я уже подписал перечень поручений по итогам Отчёта. В нём изложены все наиболее значимые вопросы. А сроки их исполнения – в основном февраль и март 2014 года. Это означает, что сразу после коротких новогодних каникул – необходимо взяться за эту работу. Мы просто обязаны совершить качественный переход к новому уровню законотворческой политики – как важнейшему звену в строительстве подлинно правового государства.

Понимаю, насколько это непросто. Знаю все сложности, «подводные камни» и привычки, сложившиеся в ходе многолетней парламентской и политической практики. Они сказываются на всех этапах законотворческих работ, включая их планирование.

Убеждён, что планы Госдумы – должны сейчас и готовиться, и формироваться – иначе. С более жёстким соблюдением сроков и с большим вниманием к мнению общества. С чётким пониманием общенациональных приоритетов и строгим соблюдением нашего собственного Регламента. Прежде всего – его 50-й статьи, которая, среди прочего, содержит перечень оснований для признания поступающих законопроектов – первоочередными. И напомню, уважаемые коллеги, что этот перечень – закрытый. Он расширяться – не может.

Хочу отметить, что почти всегда половина принимаемых законопроектов была внесена Правительством. Но 50-я статья, безусловно, относит к первоочередным законопроектам — Бюджет, который мы рассматриваем в строгом соответствии с графиком.

Но эта же 50-я статья говорит, что первоочередными среди правительственных инициатив, являются срочные законопроекты. То есть те, которые готовятся с вновь открывшимися обстоятельствами. Вспомним законопроект, связанный с ликвидацией последствий стихийного бедствия на Дальнем Востоке.

Законотворческий план Правительства мы должны знать и контролировать. В этой связи я хотел бы предложить раз в год в рамках «Правительственного часа» заслушивать вице-премьера Правительства, ответственного за законотворческую деятельность Правительства. Сегодня эти полномочия исполняет Сергей Приходько – мой хороший товарищ, но дружба дружбой, а парламентский контроль важнее. Я предложил бы и представителю Правительства России в Государственной Думе Александру Синенко один или два раза в каждую сессию рассказывать Совету Госдумы о том, насколько планово идет работа над законопроектами и насколько планово они вносятся в Государственную Думу.

Здесь я не могу не вспомнить работу над законопроектом о реформировании РАН. Не о содержании, а о процедуре работы пойдет речь. Я напомню, что Правительство внесло законопроект за семь дней до завершения работы весенней сессии. Хотя этот законопроект ни в коем случае нельзя было признать срочным, потому что разговоры о реформировании РАН шли уже в течение нескольких лет.

Думаю, в регламент следовало бы внести норму, в какой срок до окончания работы пленарных заседаний Госдумы мог бы быть внесен законопроект, с тем, чтобы депутаты смогли тщательно над ним поработать.

Следует продолжить разработку закона о Федеральном Собрании. Наконец, нам надо подумать о более оптимальной редакции Регламента Думы. В том числе – с учётом опыта более чем 30 регионов, где уже есть законы о нормативно-правовых актах.

Вновь напомню и о такой проблеме, как расчистка накопившихся завалов в виде длинного списка лежалых на «парламентской полке» законопроектов. Их объём снижается. Прошу обратить на это самое пристальное внимание всех комитетов – даже в самом плотном графике нужно находить время на решение таких задач.

Эта сессия вновь выдалась крайне напряжённой и сложной. Достаточно сказать, что мы работали над поправкой к Конституции. Продлевали сроки рассмотрения и горячо обсуждали законопроекты о реформировании сферы науки. Непросто шла работа над пакетом законов о пенсионной системе. И мы не случайно для этой дискуссии приглашали на пленарное заседание представителей всех непарламентских партий. На эту же сессию пришлось вступление в силу важнейшего для нашего дальнейшего развития закона об образовании.

Далее. В 2013 году мы приняли постановления об амнистии в связи с юбилеем Основного закона и амнистии по экономическим преступлениям. Продолжили модернизацию Гражданского кодекса. Рассматривали законы о развитии судебных и правоохранительных структур.

Именно в эту сессию был принят и один из самых сложных бюджетов. Однако обсуждение его – было честным и абсолютно открытым. При этом мы начали развязывать те узлы, которые существовали в бюджетной системе и в сфере парламентского контроля. По сути – возвращаем парламенту те полномочия, которыми – по духу нашей Конституции и по всему историческому опыту – должен обладать именно он.

В бюджет следующего года и на трёхлетку мы стремились заложить выполнение всех заявленных социальных обязательств, обеспечение экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов. Именно в этом – главная миссия перехода на программно-целевой принцип. Многие контрольные цифры и временные ориентиры – уже были обозначены в майских указах Президента. Сегодня они не только подтверждены, но и получили дальнейшее развитие в новом Послании Президента Федеральному Собранию.

Уважаемые коллеги!

Хотя 20-летие Конституции и парламента уже позади, мы не вправе снижать внимание общества к истории российского народовластия и права. В 2014 году исполнится 150 лет двум великим реформам XIX века – земской и судебной. Учитывая их историческое значение, роль в судьбе не только нашего, но и других народов бывшей Российской империи – профильным комитетам и Аппарату Госдумы следует задуматься о подготовке соответствующих научно-практических конференций. А коллег из Российского исторического общества – попросим помочь и представить взгляд с т. н. «исторического угла» на проблемы развития права.

Стоит, наверное, вспомнить и о 50-летии с момента окончания т. н. «оттепели» в Советском Союзе, и о годовщинах событий периода НЭПа. Ведь если посмотреть на итоги реформ Александра II, на уроки НЭПа и даже на реформы 60-х годов прошлого века – то можно увидеть, как отражались на законодательстве изменения самой государственной политики.

Думаю, что вопросы соотношения политики и права – так же, как права и нравственности – должны найти отражение в следующем Отчёте о состоянии отечественного законодательства. Если мы хотим избавиться от правового нигилизма – то уровень общественной морали и поведение всех представителей власти, включая парламентариев, должны быть безупречными. И если мы хотим жить в правовом государстве, то верховенство права должно стать определяющим фактором всей государственной политики.

Мы обязаны совершить качественный переход в законотворчестве. Но для этого нужны и высокий профессионализм, и готовность к межфракционному диалогу, и твёрдые нравственные устои. Этика поведения – здесь не последний фактор.

Сегодня это становится всё более очевидным. Возможно, поэтому голос парламента – сейчас слышен. А его мнение – становится всё более значимым.

Ещё раз напомню, что история Основного закона и парламента – неразрывны. А право, справедливость и мораль – друг без друга невозможны.

Дорогие друзья!

Нам ещё есть многое предстоит следать, чтобы укрепить авторитет представительной власти. В год 20-летия Госдумы мы взяли хороший старт и должны держать эту планку все последующие годы.

2014-й – должен стать решающим для роста качества и законодательства, и самого правотворческого процесса.

Завершая, хотел бы выразить уверенность, что каждый из нас хорошо осознаёт свою ответственность перед страной. И что с каждой новой сессией – мы будем извлекать всё более содержательные выводы, повышая уровень нашей работы.

Дорогие коллеги, друзья!

Я благодарю вас за напряжённый труд и поздравляю с наступающим Новым годом. Давайте от лица парламента – пожелаем всем гражданам России счастья, благополучия и новых достижений.

Осеннюю сессию 2013 года Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации объявляю закрытой.

[Звучит Гимн России]