С «круглого стола», посвященного проблемам подготовки медицинских кадров

Комитет по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «Реформа медицинского образования в свете масштабной модернизации здравоохранения в Российской Федерации».

Открыл и вел «круглый стол» депутат Александр Прокопьев Прокопьев Александр Сергеевич Прокопьев
Александр Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 41 (Бийский – Алтайский край)
. От отметил, что вопросы кадрового обеспечения здравоохранения в условиях выполнения госзадания по подготовке специалистов неразрывно связаны с качеством подготовки врачей и провизоров. «Производственная практика студентов является важнейшим звеном подготовки кадров и составляет неотъемлемую часть учебного процесса, — сказал он. — В клиниках при медицинских вузах осуществляется не только подготовка студентов и повышение квалификации врачей, но и разработка новейших медицинских технологий. Однако действующее законодательство не позволяет в полной мере использовать в учебных целях клиническую базу медицинских организаций, находящихся в ведении региональных органов управления здравоохранением».

В числе проблем отрасли А.Прокопьев назвал дефицит кадров, в том числе управленческих, недостаточный уровень подготовки выпускников медицинских вузов, старение профессорско-преподавательского состава, недостаточный приток молодых специалистов в вузы, нехватку специалистов со средним медицинским образованием.

Директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова сообщила, что в российских регионах не хватает 35 тысяч врачей и около 270 тысяч специалистов со средним образованием. По статистике в 2012 году в России насчитывалось более 2 млн. медицинских работников. «При этом соотношение между специалистами с высшим и средним образованием составляет один к двум, в то время как в европейских странах — один к четырем», — сказала она, добавив, что ежегодно из отрасли уходят порядка 54 тысяч врачей и 122 тысяч средних специалистов.

Коснувшись реформы медицинского образования, Т.Семенова сообщила о предстоящем окончании обучения по программам интернатуры и о допуске специалистов, подготовленных по новым стандартам, к работе в первичном амбулаторном звене. Для этого предусмотрен переход от системы сертификации к системе аккредитации. Часть выпускников, по словам Т.Семеновой, пойдет работать в систему практического здравоохранения с квалификацией «врач-терапевт» и «врач-педиатр». Для тех, кто пожелает учиться дальше, предусмотрена ступенчатая ординатура.

По словам Т.Семеновой, специалистов с высшим образованием готовят в 46 вузах и 5 учреждениях дополнительного профобразования, подведомственных Минздраву, где на бюджетных местах учатся более 20 тысяч студентов. Свой вклад в подготовку врачей, правда, гораздо более скромный, вносят медицинские факультеты в вузах иной ведомственной принадлежности, включая классические университеты. Наличие образовательной сети в системе Минздрава позволяет обеспечить гибкость и мобильность подготовки в зависимости от потребности отрасли и взаимодействие с организациями практического здравоохранения.

Представитель Минздрава высказалась за увеличение целевого приема в медицинские учебные заведения, отметив, что по последним данным порядка 75% таких выпускников приходят работать в отрасль.

Ректор Казанской государственной медицинской академии Минздрава Камиль Зыятдинов указал на необходимость ускорить создание современных симуляционных центров в медицинских вузах. «Это является серьезной проблемой из‑за высокой стоимости оборудования, отсутствия единых стандартов оснащения и утвержденного перечня практических навыков, которым должен овладеть врач. Большинство вузов имеют только разрозненные тренажеры, муляжи и симуляторы», — сказал он.

Развитие дистанционного обучения, необходимого для непрерывного образования медицинских работников, по словам К.Зыятдинова, затруднено из‑за недостаточной компьютерной грамотности врачей, нехватки компьютеров и необходимого доступа к Интернету.

Декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко Андрей Будневский предложил принять долгосрочную, до 2020 года программу модернизации медицинских вузов, предусматривающую оснащение их симуляционными центрами.

Директор Нижегородского областного центра повышения квалификации специалистов здравоохранения Людмила Поклад отметила дефицит специалистов со средним образованием в области. В ряде лечебных учреждений количество уволенных превышает количество принятых, а укомплектованность медицинскими кадрами не превышает 60%. По ее словам, дефицит может быть покрыт одним годом выпуска средних образовательных учреждений, но этого не происходит. В 2012 году только 22% выпускников пришли работать в лечебные учреждения. В числе причин Л.Поклад назвала низкую зарплату, хотя в Нижегородской области она составляет 17 тысяч рублей, что на 2 тысячи выше общероссийского показателя, высокую нагрузку, приводящую к преждевременному синдрому эмоционального выгорания, отсутствие общежитий для молодых специалистов.

По итогам обсуждения Правительству рекомендовано рассмотреть возможность финансирования строительства клиник при медицинских вузах, Минздраву совместно с Минобразования — разработать и утвердить положение о клинических базах вузов, регламентировать юридический статус кафедр, сотрудников, их лечебную нагрузку, ответственность, возможность проведения научных исследований, вопросы совместного использования оборудования и помещений.

В целях повышения авторитета профессии преподавателя медицинского вуза Минздраву предложено рассмотреть вопрос о повышении тарифов зарплаты профессорско-преподавательскому составу клинических кафедр.